1. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. - М., 1996.
2. Раушвнбах Б. Геометрия картины и зрительское восприятие. - М., 1994.
3. Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. - М., 1999.
4. Хайдеггер М. Время картины мира. Исток искусства и предназначение мысли. Исток художественного творения.
5. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие. - М., 1998.
6. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент?: Структура и смысл орнаментального образа. -М., 1998.
7. Флоренский. П. А. Иконостас. -СПб., 1994.
Литература
Литература — произведения письменности, имеющие общественное значение. В искусствознании и эстетике литература - вид искусства, в котором основным носителем и средством передачи художественного содержания является речь.
Под литературой традиционно понимают: художественную литературу; литературную критику;
• публицистику;
• научную литературу;
• журналистику;
• философскую поэзию и прозу и др.
Под художественной литературой понимают всю совокупность прозаической и поэтической, устной и письменной словесной деятельности, организованной по законам художественного творчества. Наличие художественных образов, особых средств выразительности и специфического языка передачи художественной информации, а также способность вызывать эмоциональный отклик и переживание дают возможность считать художественную литературу одним из видов искусства.
Существует также утверждение, что литература является вербальной основой культуры вообще. Данное утверждение связано с тем, что язык искусства принято считать вторичной моделирующей системой, в то время как язык литературы - первичной. Однако это не совсем так. Сегодня литературу все чаще рассматривают не как искусство, а как сущностную основу культуры. Слово — не просто главное средство выразительности, а знаковая основа образности. В последнее время с наступлением эпохи постмодернизма все чаще в науке внимание приковывается к совершенно иной структурной единице художественной литературы, называемой текстом. Основным средством выразительности в постмодернистской литературе рассматривается текст. Текст в семиотике - это коммуникационная система организации знаков, обладающая определенным смыслом и художественной целостностью.
Становление художественной литературы связано со становлением художественного языка. Художественный, или литературный язык, признается в обществе как образцовый, правильный, в отличие от жаргонов, диалектов, просторечия. Художественность языка проявляется, прежде всего, в его эстетичности и изобразительно-выразительной направленности. Интересно, что художественность языка включает в себя и то, что к нему как бы не относится - диалекты, просторечие, жаргон.
Литературой принято называть не только то, что принимает форму, запечатленную в материальном предмете (книжная печать, глиняные таблички, папирусы, рукописи, настенные надписи и т. д.), но и то, что связано с речевым произношением, то есть озвучиванием. В науке такое разделение обычно называют устным и письменным литературным наследием. Это связано с тем, что восприятие зрительное и восприятие слуховое различным образом связаны с процессами понимания и эстетического переживания.
Основными средствами выразительности в литературе являются: слово, метафора, гипербола, смысловые акценты, виды предложений, структура текста, объем и границы элементов смыслового деления,
соотношение частей речи, в последнее время - графическое изображение текста, сочетание гласных и согласных, композиция (элементами которой являются завязка, событие, монолог, портрет, диалог, развязка и т. д.).
Жанрами литературы являются: эпос, сказка, рассказ, повесть, роман, поэма, трилогия, трагедия, комедия, фарс, водевиль, эпистолярный жанр, автобиографический жанр, мемуары, лирика пейзажная, лирика любовная, детектив, фантастика, пословицы, поговорки, заклинания и т. д.
Литературу можно также разделить на виды: художественная проза, поэзия и драматургия. Особо выделить можно и такую разновидность литературы, как детская, которая отличается спецификой форм и содержания, набором жанров и средств выразительности. В свою очередь, детская литература может быть представлена литературой, созданной взрослыми для детей, и литературой, Созданной самими детьми.
Поэзия
I Поэзия — словесное художественное творчество, род литературы, основанный на ритмически организованной речи и отличающийся эмоциональной возвышенностью и образностью.
Первоначально поэзия вообще не рассматривалась как искусство, так как ее эстетические возможности были не востребованы. В древних культурах поэзия соединяет в себе культ, увеселение, проявление искусности, мудрое поучение, околдование, ясновидение, пророчество, состязание. Сам поэтический характер изложения придавал текстам особую важность и серьезность. Интересен факт, что в Японии до XIX века наиболее важные государственные документы излагались в стихах.
Поэзия - одна из форм специфически человеческого речевого общения. Речевое общение разностороннее музыкального или изобразительного, так как позволяет не только передавать эмоциональное состояние, но и информацию, не обладающую эмоциональный окраской.
Художественная специфика поэзии проявляется в следующем:
• стройность структуры;
• акустический ритм;
• метрическая вариативность;
• запоминаемость;
• поэтичность содержания (возвышенная чувственность, идеалнзиро-ванность и метафоричность);
• стремление к абстрактности, которая проявляется в аллегориях;
• интерес к возвышенному, прекрасному, чувственному, преувеличенному, желаемому;
• особая зависимость от культурных особенностей своеобразия языка.
Средствами выразительности в поэзии являются: рифма и ассонанс, метафора, сравнение, ритм, звучание слова, метр, размер и т. д.
Жанрами поэзии являются: лирика, драма, эпическая поэзия, ода, поэма, эпиграмма, эпитафия, пародия, элегия.
Эстетические особенности литературы связаны с тем, что она изначально диалогична (читатель и автор) и в то же время интимна (не предполагает со-переживания большим коллективом). Эстетика литературы тяготеет к со-пониманию. Рациональность восприятия в ней развита как ни в одном виде искусства. Поэтому при восприятии литературного произведения важна чувственная оценка читателя, которая должна возникать на уровне понимания смысла.
Эстетика поэзии несколько сложнее эстетики литературы в целом. Большое место в ней принадлежит звучащему. Она изначально музыкальна, а значит — более эмоциональна и чувственна, чем литература.
Поэт - человек, у которого никто ничего не может отнять и потому никто ничего не может дать.
Анна Ахматова
Наука - лестница. Поэзия - взмах крыльев.
Виктор Гюго
Вопросы и творческие задания
1. Что входит в понятие «литература» сегодня?
2. В чем заключается художественная специфика поэзии?
3. Приведите примеры литературных произведений разных жанров.
4. Что происходит с литературным произведением, когда оно «переводится» в театральный или кинематографический вид искусства?
5. Вспомните названия литературных произведений, по которым созданы произведения в других видах искусства.
6. Вспомните названия литературных произведений, созданных под воздействием произведений других видов искусства.
7. Проанализируйте изменения, происходящие в содержании и форме при «переходе» из одного вида искусства в другой.
8. Почему литература продолжает существовать в разных формах (устной и письменной)? *
9. Какие изменения могут произойти в литературе в дальнейшем? 124