Рок-музыка

Социальными корнями рока становится разрыв поколений, тема прав человека, проблема соотношения массовости и элитарности, национальное взаимопроникновение культур и т. д. Рок связан с бардовской манерой, коммерческими процессами в музыке и техническим переворотом в ее тиражировании. Рок-музыка - это музыка молодежи. Поэтому она должна быть чувственно яркой, способной будоражить и возбуждать до такой степени, что рациональность становится бессильной. Особенностью рок-музыки является не только чувственность, но и необходимость проявления ее в телодвижениях. Рок-музыка танцевальна по своей природе. Она призывает к эмоциональной раскованности, экспрессии звучания (связанной с требованием особой громкости).

На вершинах рок-музыки сегодня находятся те, кто уже вошли в «классику» рока: Элвис Пресли, Чак Берри, Фате Домино, Вуди Гатри и, конечно же, величайшие «Битлз».


Рок вводит в музыкальную традицию такие понятия, как «имидж», «шлягер», «хит», «популярность». Он начинается с песен «хиллбилли» (дословно парень с гор), развивается в стилях «кантри», «вестерн», «блю-грасс». Динамика развития рока в дальнейшем идет по аналогии с джазом- как в направлении популяризации, «облегченное™», так и в направлении элитарности или «серьезности». Возникает ортодоксальный хард-рок, арт-рок (или «прогрессивный рок», стремящийся приспособить свои достижения к симфоническим формам), панк-рок (проповедующий рок как образ жизни).

Современные формы рока способствуют возникновению принципиально новых видов музыки. Молодежная субкультура, создавшая рок-музыку в середине XX века, в конце века имеет свой набор музыкального авангарда, наиболее ярко представленный в таком музыкальном направлении, как рэп или музыка «хип-хоп» культуры. Хип-хоп культура возникла в беднейших районах Нью-Йорка и включает сегодня такие художественные направления, как брейкданс (танец с элементами акробатики) и граффити (изображение, сочетающее каллиграфию, печать и живописность). Рэп - вариант речевого пропевания, где главным оказываются ритмические структуры речи. Исполнение рэпа тяготеет к новым речевым жанрам, где музыкальное сопровождение тяготеет к функции аккомпанемента.

В музыке нового направления, названного «третий пласт», проявились взаимодействие культур Востока и Запада, объединение элитарной и массовой культуры, результат синтеза искусства и достижений техники. Поэтому все чаще исследователи этого явления говорят не просто о джазовой или рок-музыке, а о джазовой культуре и рок-культуре XX века.

Музыкальное искусство XX века наполняется зрелищноетъю, проявившейся в развитии эстрадных жанров. Легкая современная эстрада во многом ведет свою историю от взаимопроникновения в европейскую традицию музыки негритянского происхождения.

Сегодня можно наблюдать небывалое «омоложение» авангардных проявлений в искусстве. Если авангард первой половины века связан с деятельностью художников и музыкантов до 30-ти лет, то современный авангард XXI века создается поколением подростков. Возможно, что скоро искусство будет наполняться идеями еще более молодого поколения - детьми будущего.

При хаосе, господствующем в умах, от искусства ожидают указаний относительно порядка, который заменит собой общую сумятицу. Поэт, музыкант должен возвестить, угадать или, по крайней мере, предчувствовать, в какой форме выразится дальнейший процесс.

М. Нордау 290

Исходный пункт фовизма - решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым - первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин.

Анри Матисс

Мы не меряем наши произведения на аршин красоты и на пуды нежностей и настроений. С отвесом в руках, с глазами, точными как линейка, с духом, напряженным как циркуль, мы строим так, как строит мир свои творения, как инженер - мосты, как математик -формулу.

Братья Габо (конструктивисты)

Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере в могущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психологические механизмы и занять их место при разрешении главных проблем жизни.

Анре Бретон

Слышать в блюзах только грубую, дикую и распутную песню, только музыку нищеты, упадка, отчаяния и порока - значит судить о них очень поверхностно. Трагедия здесь такая подлинная, неприкрашенная, беспощадная.,. Маленькая блюзовая песня олицетворяет духовный образ целой эпохи.

Р. Блеш


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: