Свадебный этикет

Церемония бракосочетания

Согласно царскому законодательству законным признавался лишь церковный брак. В декабре 1917 года ситуация изменилась, — с этого момента имущественные и личные отношения между супругами наступали только после регистрации брака в государственных органах.

В наше время подача заявления в ЗАГС — процедура несложная. Порядок оформления таков: заявления о желании вступить в брак принимаются в любом административном округе России, независимо от места жительства. Зарегистрировать брак можно в районном Загсе (скромный вариант) или в одном из городских Дворцов бракосочетания (торжественный вариант).
Заявление, как правило, подают за 1-2 месяца до бракосочетания. Регистрация в Загсе может проходить по двум сценариям. Первый вариант: брак заключается в скромной обстановке кабинета Загса. Второй вариант — торжественная регистрация в зале.
Кроме перечисленных выше вариантов церемонии бракосочетания есть и менее обязательные, хотя и не менее традиционные: обряд венчания.
Венчание — это христианское таинство, оно совершаются в храме. Раньше брак заключался во время литургии и, только начиная с XIII века, он превратился в самостоятельный обряд. Современную форму церковный брак приобрел к XVII веку. В православной церкви он состоит из четырех частей: обручение, венчание, разрешение венцов и благодарственный молебен. Церковный брак не имеет юридической силы, но позиция церкви за прошедшие столетия не изменилась: брак, не освященный таинством венчания, считается сожительством.
Венчание в России невозможно без предварительной регистрации брака в органах Загса. Иногда с разрешения настоятеля храма обряд все-таки проводится до заключения брака в государственном органе. Платье — светлого цвета, без глубоких вырезов, а голову должна покрывать фата. По церковному уставу, накануне или в день венчания, жених и невеста молятся и очищаются на литургии, а также проходят причастие. В храм после гражданской регистрации молодожены могут приехать как вместе, так и по раздельности, особых правил на этот счет не существует.
Следующий необходимый этап свадебного дня — катание по городу. «Свадебному поезду» всегда уделялось особое внимание. С давних пор на Руси принято не просто довозить молодожёнов до церкви или ресторана, но и с шиком катать по городу. Чем больше было экипажей в поезде, тем богаче считалась свадьба и, по поверью, тем удачнее после неё складывалась жизнь молодой семьи.

Сегодня «свадебный поезд» — это автомобили для молодых и автобусы для гостей, свадебные кареты, мотоциклы, катера и даже вертолёты, что не менее красноречиво свидетельствует о достатке будущей семьи.

Свадебный банкет проходит обычно в кафе, банкетном зале или ресторане. Главные критерии, которые нужно учесть при выборе зала, — количество посадочных мест, кухня заведения, район города, где оно расположено, стиль интерьера.

При входе новобрачных в зал, их встречают родители и приглашенные. Гости держат в руках фужеры с шампанским, а мать мужа — поднос с двумя бокалами. Молодые супруги берут фужеры, выслушивают поздравления родителей, а затем обходят всех гостей и чокаются с ними. Когда круг завершен, молодожены становятся так, чтобы их видели все присутствующие, выпивают шампанское и, при желании, разбивают фужеры. Во время встречи новобрачных звучит торжественная музыка.

Далее ведущий вечера приглашает всех за праздничный стол. Причем, на каждом месте (или столе) лежат именные карточки гостей. За столом рядом с женихом сидит свидетельница, около новобрачной — свидетель. Первый тост произносит отец невесты или самый именитый гость. Затем наступает очередь поздравлений от родителей мужа, бабушек и дедушек молодоженов. Следующее слово предоставляется свидетелям, родственникам и гостям.
Известно, откуда пошел обычай требовать от молодоженов поцелуи за свадебным столом под крики «Горько!». Раньше невеста обходила всех присутствующих с подносом. Гость клал на него деньги, брал рюмку и, выпивая ее, говорил: «Горько!», — подтверждая, что в чарке была водка, а не вода. После этого он целовал невесту. Те из гостей, кто не давал денег, просто выпивали чарку со словом «Горько!»…

По правилам хорошего свадебного тона, молодожены должны пообщаться с каждым гостем. Свадебный прием завершает благодарственная речь молодого супруга. Он может также пригласить гостей на празднование будущих свадебных юбилеев.
Теперь о сладком. Торт — одно из главных блюд свадебного приема. Разрезание торта считается первым делом замужней женщины, и до 1930 года оно входило в обязанности новобрачной. Но разрезание торта год от года становилось сложнее, и теперь эта почетная привилегия принадлежит обоим молодоженам. Первый кусочек достается невесте, второй из ее рук получает супруг, остальные — предназначены для угощения гостей.

Организаторы приема также должны продумать варианты размещения гостей на ночь, если торжество проходит за городом, или позаботиться о том, чтобы приглашенные были развезены по домам.

 
 
Крестины Обряд крестин сохранился в годы советской власти, во времена «смутных» преобразований 90-х. Жив он и сейчас. Люди по-прежнему, как и сотни лет назад, несут своих чад в православные храмы для совершения обряда крещения. На все утверждения своих оппонентов (как правило, это евангельские христиане), православные верующие, знакомые с порядками православной церкви и наставлениями отцов вселенской церкви говорят о крещении младенцев, как о традиции, идущей со времён апостолов. Одно из различий между «традиционными» христианскими течениями (католики, лютеране, православные) и более современными, появившимися несколько веков назад (анабаптисты, меннониты, баптисты, пятидесятники) является преподавание крещения младенцам, детям. Традиционные утверждают, что крещение детей практиковалось ещё с апостольских времён, вторые настаивают на неверном толковании Священного Писания первыми и искажении ими сути христианского обряда крещения. В ранней Церкви крещение было тесно связано с вероисповеданием. Человека крестили, когда он приобщался к Церкви, а ведь он приобщался к Церкви непосредственно от язычества. В крещении человек принимал решение, которое означало, что он с корнем порывает с прошлым, решение, настолько определённое и однозначное, что это часто означало не меньше как начинать жизнь заново. «Мы для греха умерли! Разве мы сможем и дальше жить в грехе? Или вы забыли, что, когда мы крестились, чтобы соединиться с Христом Иисусом, мы тем самым разделили Его смерть: крещением — соучастием в смерти — мы погребли себя с Ним. И теперь, подобно Христу, поднятому из мертвых величием славы Отца, мы тоже сможем жить новой жизнью». Иустин Римский (2 век н.э.) в своем «Посвящении в христианскую веру» описал процесс подготовки к крещению: «Кто убедится и поверит, что это учение (христианское — прим.) и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. … А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, который чрез пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый». Это свидетельство даёт описание крещения из времени, отстоящего на десятки лет от описанных в Новом Завете крещений. Традиция крещения младенцев вошла в Церковь не по духовным, а скорее по политическим мотивам. Не в 1 веке, а несколько позже — к концу второго — началу третьего века. Первым о крещении детей упомянул Ириней Лионский. Из-за ряда политических указов (устанавливавших обязательное крещение новорождённых детей), из-за отступления от здравого библейского учения эта практика повсеместно распространилась только к 6 веку. Обычно крещение производилось путём полного погружения в воду, и такой обычай придавал крещению такое символическое значение, которое не всегда придаёт кропление. Полное погружение человека в воду с головой символизировало погребение. Выход человека из воды символизировал, встать из гроба, воскреснуть из мёртвых. Крещение символизировало смерть и последующее воскресение. Человек умирал для одной жизни и возрождался для другой; он умирал для старой греховной жизни и возрождался для новой жизни благодати. Как прообраз новозаветного обряда крещения выступает установленный Законом обряд очистительного омовения в воде. Крещение (причем, не только детей) как таинство совершается с основания христианства. Если говорить мирским языком, это череда определенных действий, имеющих свое значение. Изначально, Святые Апостолы крестили водой и духом. Долее, когда количество желающих обратиться к Богу возросло, стали совершать таинство миропомазания. Это Таинство укрепляло человека в той вере, которую он выбрал. В те времена, когда людей крестили Апостолы, они возлагали руки на человека. В этот момент на него сходил Дух Святой. Но со временем число желающих прийти к Богу увеличивалось, и Апостолы прочитали молитву над мирра (у него появилось духовное свойство передавать благодать святого духа). В древности оно стоило огромные деньги, и было буквально на вес золота. В наши дни мирра готовится из 33 компонентов в Московской патриархии и затем развозится по приходам. Оно освящено частицей «того самого, апостольского». Когда крестили ребенка, необходимыми компонентами являлись вера родителей и наличие их восприемников (крестных родителей). Крестный может быть и один, при этом у девочки желательно женщина, у мальчика — мужчина. Если крестных двое, тоже хорошо. Древние церковные правила предусматривали наличие одного крестного. По русскому обычаю избираются обыкновенно крестный отец и крестная мать. Они — поручители пред Богом за своего крестника и несут за него ответственность. Вместе с его родителями крестные призваны воспитывать чадо в вере и благочестии. Причем духовное родство крестных и крестника считается более прочным, чем кровное — родителей и ребенка. Восприемник — человек, который воспринимает малыша из купели, берет его на руки и вводит в Алтарь (если это мальчик) или подносит к Царским Вратам (девочек). Изначально главной задачей крестных было воспитать младенца в православной вере, научить его ходить в храм. Теперь роль крестных выполняют, как правило, друзья семьи. И они зачастую даже не знают о своей первоначальной обязанности. Как мы уже выяснили, обряд окунания в воду возник задолго до христианства. Еще во времена Римской империи, когда набирали войска из «неграждан» Рима, их приводили к клятве цезарю. После того, как воин поклялся в верности, его обливали. Воде всегда придавался особый смысл, она была почитаема за свои живительные и очищающие качества. Обливание водой в купели как бы «отмывает» душу человеческую от грязи. Так уж получилось, что мы все через Адама и Еву являемся участниками греха. Поэтому даже недельные карапузы окунаются в купель. Что же касается сроков крещения, то, по церковному уставу, детей крестят на сороковой день после рождения. Но этот срок является необязательным. Можно детей крестить раньше, чаще это делается позже. Если подумать, то 40 дней оптимальны и чисто логически. Ребенок спокойно спит, покричит немного после купели и быстро успокаивается. При крещении срезают прядку волос. Она символизирует собой жертву Богу (человек все свои помыслы и дела, и даже самого себя отдает ему). При крещении каждому назначается свой Ангел-хранитель. Мы уже забыли об этом, но наши имена имеют свое значение и даются в честь какого-либо святого. День памяти святого, отмечаемый церковью, считается Днем Ангела человека. Если такого имени в церковных списках нет, то в таких случаях выбирается созвучное или близкое по значению имя. В связи с тем, что день крещения определяется заранее, лучше всего соответствующие открытки разослать заранее. Можно их заменить телеграммой или телефонным звонком. Ваше приглашение должно подчеркивать важность и значимость для Вас всей церемонии крестин. Причем непосредственно в церковь приглашаются только главные участники церемонии. Остальные гости могут прийти домой к завершению церемонии. Традиционно церемония крестин завершается дома. Гости собираются за столом, где подается горячий напиток — пунш, глинтвейн или подогретое вино, а также праздничный пирог. Пирог обычно сладкий, на котором пишут инициалы ребенка и дату крестин. Как элемент крещения выступает празднование дня ангела. Утром в храме идет причащение Святых Христовых Тайн, «ибо выше общения с Господом нет ничего и большей радости на земле не бывает». Само собой, приходят гости — родственники, друзья. Они поздравляют и дарят подарки. Но горе тому имениннику, который не знает жития своего небесного покровителя. Не сможет рассказать о нем, если попросят. Некоторые считают, что обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, особенность христианского служения и подвига, им совершенного, имеют для нас великое значение. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монашестве, то и мы должны особенно прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться в приобретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу будет угодно, оказаться полезными для других.
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: