Укрупненно критерии можно свести к трем основным позициям: качество поставляемой продукции; сервис (надежность) снабжения; цена.
К ним можно также добавить: качество обслуживания; условия платежа.
1. Качество материальных ресурсов – совокупность их объективных свойств и характеристик, обусловленная показателями, определяющими потребительскую стоимость производимой продукции
2. Надёжность снабжения – гарантированность обеспечения потребителя нужными ресурсами в течение заданного срока вне зависимости от возникновения препятствий, обуславливающих недопоставки или срывы сроков доставки
Критерий включает следующие параметры: 1) честность; 2) отзывчивость; 3) обязательность;
4) заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой; 5) финансовая стабильность;
6) репутация в своей сфере; 7) соблюдение ранее установленных объемов и сроков поставок.
При осуществлении доставки по технологии JIT невыполнение сроков также не допустимо, как и неудовлетворительное качество.

3. Фактор ценыи затраты, связанные со снабжением, -
является для многих фирм важнейшим, т.к. напрямую определяет прибыль.
Логистические издержки по закупке товара состоят из затрат на: – изучение конъюнктуры цен на рынке данного товара; – поиск возможных поставщиков (командировки, переговоры и т п.);
– поиск информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков (производителей); – финансовый учет товаров; – грузопереработку, складирование и хранение товара;
– транспортировку, таможенные, страховые и экспедиторские услуги; – упаковку, транспортную тару, маркировку и кодирование товаров;
Для определения цен МР поставщиков используют четыре базовых процедуры:
1) цены товарных бирж - для биржевых товаров (зерновые и масличные культуры,
металлы, нефть и нефтепродукты, необработанная древесина и ряд других);
2) прайс-листы - публикуются в специальных изданиях и поставляются вместе со
стандартной продукцией; 3) ценовые котировки; 4 ) прямые переговоры с поставщиком -
бывают очень полезными, когда фирма предполагает установить длительные партнерские отношения с этим поставщиком.
4. Качество обслуживания - оценка по данному критерию требует сбора информации: - о качестве технической помощи; - об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок;- к просьбам о технической помощи; - о квалификации обслуживающего персонала и т.д.
По данному критерию - схема рейтинга: «отлично», «приемлемо», «плохо».
5. Условия платежа - поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (отсрочки, кредит) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения
Существуют также и дополнительные критерии, такие как: - географическое расположение поставщика -
важность этого критерия определяется прежде всего транспортными расходами на доставку МР;
- наличие резервных мощностей; - сроки выполнения текущих и срочных заказов;
- возможность технического обслуживания; - финансовое положение и т.п.
Существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но трудно поддаются определению:
- имидж поставщика;-отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации; способность к контакту и длительным партнерским отношениям; - доброжелательность персонала и т.п.
Важную роль в этом плане играют: -сопутствующие сервисные услуги; -соответствующие инструкции; - обучение пользованию; - возврат некондиционных МР;- упаковка МР;- другие виды предпродажного и после продажного сервиса.
Негативная оценка хотя бы по одному из этих показателей может вычеркнуть
поставщика из списка возможных партнеров.







