Теоретическое и практическое освоение курса предполагает изучение специфики и актуальных проблем этики служебной деятельности, а также структуры, видов и форм, социально-психологических характеристик профессионального общения, этических принципов и норм служебного этикета
Целью учебной дисциплины является подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике.
Задачи учебной дисциплины:
усвоение базисных знаний о сущности профессиональной этики и служебного этикета;
систематизация представлений о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере служебной деятельности;
овладение навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере, расширение арсенала средств общения - вербальных и невербальных;
анализ проблем управленческой этики, типов партнерских отношений специалистов;
развитие умений по диагностике и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере;
углубление представлений о правилах и нормах делового этикета, организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.);
формирование имиджа специалиста.
Ожидаемые результаты изучения дисциплины - формирование у студентов компетенций (способности и готовности к):
совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);
активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);
позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);
использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);
выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);
использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
знали:
содержание и особенности профессиональной этики и служебного этикета специалиста;
психолого-педагогические закономерности, принципы и методы
делового взаимодействия;
правовые и этические основы профессиональной деятельности;
нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;
этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения;
основные нормы и функции служебного этикета;
специфику психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
способы совершенствования интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности;
умели:
выполнять работу по изучению общественного мнения, отношений и ожиданий общественности, готовить методические, и информационные материалы для участников делового процесса с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
исследовать тенденции, возможные последствия конфликтов и разногласий (в том числе на национальной и конфессиональной почве), заранее предупреждать их, содействуя развитию взаимоуважения и социальной ответственности сторон;
проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния;
выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали и права, профессиональной этики и служебного этикета;
выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе;
оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;
осуществлять с позиции закона, этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;
давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;
соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;
правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе, с гражданами и общественными организациями, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиальных различий;
имели представление:
о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности психолога;
о соотношении наследственности и социальной среды, роли и значении национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании личности;
об основных закономерностях развития психики руководителя и психологии служебных коллективов в условиях мирного и военного времени, чрезвычайных ситуациях и особых условиях деятельности, принятия управленческих решений;
о порядке взаимодействия со всем персоналом служебного подразделения и других организаций с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
об основах психологии профессиональной деятельности психолога, служебного этикета и этики делового взаимодействия.
владели:
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
навыками антикоррупционного поведения;
навыками толерантного поведения;
навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами и общественными организациями в соответствии с нормами служебного и общего этикета с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
навыками применения методов психической саморегуляции и самосовершенствования;
навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности на русском и иностранном языке, разрешения конфликтных ситуаций.
Содержание дисциплины с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Номера и наименование разделов и тем | Всего часов учебных занятий | В том числе учебных занятий с ппппреподавателями | Из них по видам учебных занятий | Формы контроля | Время, отводимое на самостоятельную работу | ||
Лекции | Семинары | Лабораторные занятия | |||||
Раздел 1. Профессиональная этика | |||||||
Тема 1.Введение. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности | |||||||
Тема 2. Психология делового общения в профессиональной сфере | |||||||
Итого по разделу 1 | |||||||
Раздел II. Служебный этикет | |||||||
Тема 3. Служебный этикет и имидж делового человека | |||||||
Тема 4. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности | |||||||
Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет | |||||||
Тема 6. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение | |||||||
Итого по разделу II | |||||||
Экзамен | |||||||
Всего по дисциплине: |