Тема 4. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности

Официальные мероприятия в системе служебного взаимодействия. Организация приемов и презентаций. Деловая и светская беседа. Телефонные разговоры. Мастерство публичных выступлений. Культура деловых споров и дискуссий. Искусство письма (деловая переписка). Визитная карточка, ее роль в деловом общении. Деловой подарок. Приёмы и их обслуживание. Застолье в системе делового общения (деловой завтрак, деловой ужин, фуршет и т.д.): этикетные нормы и предписания.

Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет

Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности. Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющая конфликтов. Коэффициент конфликтности отношений. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Возможности управления конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов в латентной стадии. Средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления (информационный, коммуникативный, социально психологический, организационный). Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Современные нормы и эталоны управленческого взаимодействия.

Психологическая устойчивость в сложных и экстремальных условиях. Методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния.

Тема 6. Межкультурные особенности делового общения. Заключение

Общая характеристика поведения и деловых качеств представителей различных культур: европейской, исламской, конфуцианской и т.д. Особенности деловых контактов с иностранными партнёрами. Деловое взаимодействие с представителями стран СНГ. Проблемы профессиональной этики в России.

Способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий в коллективе в процессе профессиональной деятельности как одно из важнейших направлений деятельности психолога.

Заключение. Обзор изученного материала. Пути дальнейшего совершенствования студентами полученных знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.

Планы семинарских и практических занятий

План практического занятия по теме 1

«Введение. Этика как наука и явление духовной жизни. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации в служебной деятельности»

Вопросы: Время –3 часа

1. Понятие, содержание и основные категории профессиональной этики.

2. Этика как явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности.

3. Этика служебных взаимоотношений.

4. Характеристика профессиональных деформаций в системе внутригрупповых отношений и нравов:

- бюрократизм;

- взяточничество;

- потребительство;

- тунеядство;

- праздность.

5. Трудовая (профессиональная) нравственность. Профессионально-нравственные требования к специалистам.

6. Правовое регулирование деятельности служащих.

7. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов профессионального поведения.

8. Кодексы профессионального поведения в мировой практике.

9. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области служебных отношений.

10. Выявление и содействие пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе как одна из важнейших задач специалиста.

Сообщение: Дисциплина и средства её осуществления в производственной сфере (организации).

План практического занятия по теме 2

«Психология делового общения в профессиональной сфере»

Вопросы: Время –3 часа

1. Определение понятий «общение».

2. Характеристика и содержание общения.

2.1. Основные механизмы познания другу человека в процессе общения:

- идентификация;

- эмпатия;

- рефлексия.

2.2. Содержание общения:

- заражение;

- внушение;

- убеждение;

- подражание.

3. Перцептивная сторона общения:

- первое впечатление;

- длительное общение;

- поступки в общении;

- самоотдача в общении.

4. Интерактивная сторона общения.

5. Вербальное (речевое) общение.

6. Невербальное общение (с помощью мимики и пантомимики, экспрессивных движений, жестов).

7. Стили и формы взаимодействий в общении.

После рассмотрения теоретических положений, обучаемые выполняют психологические тесты «Ваш стиль общения», «Стиль взаимодействия» и «Общительный ли вы человек» (См.: Психологический практикум)

План практического занятия по теме 3

«Служебный этикет и имидж делового человека»

Вопросы: Время – 2 часа

1. Что такое имидж?

2. Модели поведения.

3. Телесный имидж.

4. Внешний вид.

5. Тактика общения.

После рассмотрения теоретических положений обучаемые приступают к выполнению психологических тестов «Оценка уровня общительности», «Симптом стрессового состояния» и «Конфликтная ли вы личность?» (См.: Психологический практикум).

План практического занятия по теме 4

«Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности»

Вопросы: Время – 3 часа

1. Этикет управленческого общения.

2. Морально-психологические характеристики служебного поведения.

3. Нравственный пример и культура управления.

4. Официальные мероприятия в системе служебного взаимодействия.

5. Организация приемов и презентаций.

6. Деловая и светская беседа.

7. Телефонные разговоры.

8. Мастерство публичных выступлений.

9. Культура деловых споров и дискуссий.

10. Искусство письма (деловая переписка).

11. Визитная карточка, ее роль в деловом общении.

12. Деловой подарок.

13. Приёмы и их обслуживание.

14. Застолье в системе делового общения (деловой завтрак, деловой ужин, фуршет и т.д.): этикетные нормы и предписания.

Сообщение: этикетные аспекты управленческого решения и его информационное обеспечение.

План практического занятия по теме 5

«Конфликты в профессиональной сфере и управленческая этика»

Вопросы: Время – 3 часа

1. Понятие конфликта и его социальная роль.

2. Причины и последствия конфликтов.

3. Стрессы и стрессовые ситуации.

4. Предупреждение конфликтов.

5. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтных ситуациях.

6. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

После теоретической части обучающиеся самостоятельно выполняют психологические тесты «Методика динамики способов реагирования на конфликтные ситуации» и тест «Трудно ли вас вывести из равновесия» (См.: Психологический практикум).

План практического занятия по теме 6

«Межкультурные особенности делового взаимодействия»

Вопросы: Время – 3 часа

1. Психологические основания межкультурной коммуникации.

2. Принципы межкультурной коммуникации.

3. Правила межкультурного общения.

4. Требования принципа «Индивидуальный и дифференциальный подход в воспитании».

5. Особенности индивидуальной и воспитательной работы с различными категориями служащих.

6. На схеме изобразить основные этапы индивидуальной воспитательной работы со служащими.

Сообщение: Межнациональные различия невербального общения.

После теоретической части обучающиеся самостоятельно выполняют психологический тест «Q-сортировка» (См.: Психологический практикум).

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
1. Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров
2. Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Изучение элементов невербалики: языка жестов, физиогномики, графологии
3. Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров
4. Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров
5. Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Практическая демонстрация методов саморегуляции
6. Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Диспут о проблемах толерантности

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
  Тема 1. Введение. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности 1.Изучение рекомендованной литературы к лабораторному занятию. 2.Определеение проблемы и задач (исследовательских и практических) этики служебной деятельности. 3.Подготовка доклада/презентации к практическому занятию. 4.Подготовка к дискуссии по проблеме «О важности профессиональной этики в служебной деятельности психолога». 5. Посещение Государственного Эрмитажа. 6.Составление терминологического словаря по теме  
  Тема 2. Психология делового общения в профессиональной сфере 1.Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию. 2.Анализ специальных методов и правил профессиональной этики и психологии делового общения служебной деятельности. 3.Подготовка сообщения к семинарскому занятию. 4.Составление терминологического словаря по теме. 5. Работа с тестами  
  Тема 3. Служебный этикет и имидж делового человека 1.Изучение литературы рекомендованной к практическому занятию. 2. Изучение основных компонентов служебного этикета и составляющих имиджа делового человека. 3. Подготовка сообщения к практическому занятию. 4. Подготовка к дискуссии на тему: «Основные ПВК, обеспечивающие имидж делового человека». 5.Составление терминологического словаря по теме  
  Тема 4. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности 1. Изучение литературы, рекомендованной к семинару. 2. Подготовка доклада к практическому занятию. 3. Подготовка к дискуссии на тему «Этические стандарты: реальность и перспективы». 4. Изучение и апробация методов психической саморегуляции. 5.Составление терминологического словаря по теме  
  Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет 1. Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию. 2. Выделение признаков свойств, состояний, процессов человека, детерминирующих конфликты в служебной деятельности. 3. Подготовка доклада к практическому занятию. 4. Подготовка к дискуссии на тему «Личностные свойства психолога и их роль и значение в конфликтных ситуациях» 5.Составление терминологического словаря по теме.  
  Тема 6. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение 1. Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию. 2. Изучение национально-психологических особенностей народов мира. 3. Посещение Музея этнографии народов России. 4. Подготовка доклада к практическому занятию. 5.Составление терминологического словаря по теме.  
  Экзамен 1.Изучение рекомендованной литературы. 2. Подготовка к экзамену  
Итого: 84 часа

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
  Тема 1. Введение. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме. 5. Посещение Государственного Русского музея  
  Тема 2. Психология делового общения в профессиональной сфере 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме  
  Тема 3. Служебный этикет и имидж делового человека 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме  
  Тема 4. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме  
  Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме  
  Тема 6. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме. 5. Посещение Государственного музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)  
  Экзамен 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по дисциплине. 4. Выполнение творческих заданий по дисциплине  
Итого: 84 часа  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: