Официальные мероприятия в системе служебного взаимодействия. Организация приемов и презентаций. Деловая и светская беседа. Телефонные разговоры. Мастерство публичных выступлений. Культура деловых споров и дискуссий. Искусство письма (деловая переписка). Визитная карточка, ее роль в деловом общении. Деловой подарок. Приёмы и их обслуживание. Застолье в системе делового общения (деловой завтрак, деловой ужин, фуршет и т.д.): этикетные нормы и предписания.
Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет
Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности. Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющая конфликтов. Коэффициент конфликтности отношений. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Возможности управления конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов в латентной стадии. Средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления (информационный, коммуникативный, социально психологический, организационный). Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Современные нормы и эталоны управленческого взаимодействия.
|
|
Психологическая устойчивость в сложных и экстремальных условиях. Методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния.
Тема 6. Межкультурные особенности делового общения. Заключение
Общая характеристика поведения и деловых качеств представителей различных культур: европейской, исламской, конфуцианской и т.д. Особенности деловых контактов с иностранными партнёрами. Деловое взаимодействие с представителями стран СНГ. Проблемы профессиональной этики в России.
Способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий в коллективе в процессе профессиональной деятельности как одно из важнейших направлений деятельности психолога.
Заключение. Обзор изученного материала. Пути дальнейшего совершенствования студентами полученных знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.
Планы семинарских и практических занятий
План практического занятия по теме 1
«Введение. Этика как наука и явление духовной жизни. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации в служебной деятельности»
|
|
Вопросы: Время –3 часа
1. Понятие, содержание и основные категории профессиональной этики.
2. Этика как явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности.
3. Этика служебных взаимоотношений.
4. Характеристика профессиональных деформаций в системе внутригрупповых отношений и нравов:
- бюрократизм;
- взяточничество;
- потребительство;
- тунеядство;
- праздность.
5. Трудовая (профессиональная) нравственность. Профессионально-нравственные требования к специалистам.
6. Правовое регулирование деятельности служащих.
7. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов профессионального поведения.
8. Кодексы профессионального поведения в мировой практике.
9. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области служебных отношений.
10. Выявление и содействие пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе как одна из важнейших задач специалиста.
Сообщение: Дисциплина и средства её осуществления в производственной сфере (организации).
План практического занятия по теме 2
«Психология делового общения в профессиональной сфере»
Вопросы: Время –3 часа
1. Определение понятий «общение».
2. Характеристика и содержание общения.
2.1. Основные механизмы познания другу человека в процессе общения:
- идентификация;
- эмпатия;
- рефлексия.
2.2. Содержание общения:
- заражение;
- внушение;
- убеждение;
- подражание.
3. Перцептивная сторона общения:
- первое впечатление;
- длительное общение;
- поступки в общении;
- самоотдача в общении.
4. Интерактивная сторона общения.
5. Вербальное (речевое) общение.
6. Невербальное общение (с помощью мимики и пантомимики, экспрессивных движений, жестов).
7. Стили и формы взаимодействий в общении.
После рассмотрения теоретических положений, обучаемые выполняют психологические тесты «Ваш стиль общения», «Стиль взаимодействия» и «Общительный ли вы человек» (См.: Психологический практикум)
План практического занятия по теме 3
«Служебный этикет и имидж делового человека»
Вопросы: Время – 2 часа
1. Что такое имидж?
2. Модели поведения.
3. Телесный имидж.
4. Внешний вид.
5. Тактика общения.
После рассмотрения теоретических положений обучаемые приступают к выполнению психологических тестов «Оценка уровня общительности», «Симптом стрессового состояния» и «Конфликтная ли вы личность?» (См.: Психологический практикум).
План практического занятия по теме 4
«Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности»
Вопросы: Время – 3 часа
1. Этикет управленческого общения.
2. Морально-психологические характеристики служебного поведения.
3. Нравственный пример и культура управления.
4. Официальные мероприятия в системе служебного взаимодействия.
5. Организация приемов и презентаций.
6. Деловая и светская беседа.
7. Телефонные разговоры.
8. Мастерство публичных выступлений.
9. Культура деловых споров и дискуссий.
10. Искусство письма (деловая переписка).
11. Визитная карточка, ее роль в деловом общении.
12. Деловой подарок.
13. Приёмы и их обслуживание.
14. Застолье в системе делового общения (деловой завтрак, деловой ужин, фуршет и т.д.): этикетные нормы и предписания.
Сообщение: этикетные аспекты управленческого решения и его информационное обеспечение.
План практического занятия по теме 5
«Конфликты в профессиональной сфере и управленческая этика»
Вопросы: Время – 3 часа
1. Понятие конфликта и его социальная роль.
2. Причины и последствия конфликтов.
3. Стрессы и стрессовые ситуации.
4. Предупреждение конфликтов.
5. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтных ситуациях.
6. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
|
|
После теоретической части обучающиеся самостоятельно выполняют психологические тесты «Методика динамики способов реагирования на конфликтные ситуации» и тест «Трудно ли вас вывести из равновесия» (См.: Психологический практикум).
План практического занятия по теме 6
«Межкультурные особенности делового взаимодействия»
Вопросы: Время – 3 часа
1. Психологические основания межкультурной коммуникации.
2. Принципы межкультурной коммуникации.
3. Правила межкультурного общения.
4. Требования принципа «Индивидуальный и дифференциальный подход в воспитании».
5. Особенности индивидуальной и воспитательной работы с различными категориями служащих.
6. На схеме изобразить основные этапы индивидуальной воспитательной работы со служащими.
Сообщение: Межнациональные различия невербального общения.
После теоретической части обучающиеся самостоятельно выполняют психологический тест «Q-сортировка» (См.: Психологический практикум).
Интерактивные формы занятий:
№ темы | Формы |
1. | Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров |
2. | Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Изучение элементов невербалики: языка жестов, физиогномики, графологии |
3. | Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров |
4. | Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров |
5. | Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Практическая демонстрация методов саморегуляции |
6. | Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах, презентации с использованием компьютеров и др. вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Диспут о проблемах толерантности |
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
|
|
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
Тема 1. Введение. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности | 1.Изучение рекомендованной литературы к лабораторному занятию. 2.Определеение проблемы и задач (исследовательских и практических) этики служебной деятельности. 3.Подготовка доклада/презентации к практическому занятию. 4.Подготовка к дискуссии по проблеме «О важности профессиональной этики в служебной деятельности психолога». 5. Посещение Государственного Эрмитажа. 6.Составление терминологического словаря по теме | ||
Тема 2. Психология делового общения в профессиональной сфере | 1.Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию. 2.Анализ специальных методов и правил профессиональной этики и психологии делового общения служебной деятельности. 3.Подготовка сообщения к семинарскому занятию. 4.Составление терминологического словаря по теме. 5. Работа с тестами | ||
Тема 3. Служебный этикет и имидж делового человека | 1.Изучение литературы рекомендованной к практическому занятию. 2. Изучение основных компонентов служебного этикета и составляющих имиджа делового человека. 3. Подготовка сообщения к практическому занятию. 4. Подготовка к дискуссии на тему: «Основные ПВК, обеспечивающие имидж делового человека». 5.Составление терминологического словаря по теме | ||
Тема 4. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности | 1. Изучение литературы, рекомендованной к семинару. 2. Подготовка доклада к практическому занятию. 3. Подготовка к дискуссии на тему «Этические стандарты: реальность и перспективы». 4. Изучение и апробация методов психической саморегуляции. 5.Составление терминологического словаря по теме | ||
Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет | 1. Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию. 2. Выделение признаков свойств, состояний, процессов человека, детерминирующих конфликты в служебной деятельности. 3. Подготовка доклада к практическому занятию. 4. Подготовка к дискуссии на тему «Личностные свойства психолога и их роль и значение в конфликтных ситуациях» 5.Составление терминологического словаря по теме. | ||
Тема 6. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение | 1. Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию. 2. Изучение национально-психологических особенностей народов мира. 3. Посещение Музея этнографии народов России. 4. Подготовка доклада к практическому занятию. 5.Составление терминологического словаря по теме. | ||
Экзамен | 1.Изучение рекомендованной литературы. 2. Подготовка к экзамену | ||
Итого: | 84 часа |
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
Тема 1. Введение. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности | 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме. 5. Посещение Государственного Русского музея | ||
Тема 2. Психология делового общения в профессиональной сфере | 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме | ||
Тема 3. Служебный этикет и имидж делового человека | 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме | ||
Тема 4. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности | 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме | ||
Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет | 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме | ||
Тема 6. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение | 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по теме. 4. Выполнение творческих заданий по теме. 5. Посещение Государственного музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) | ||
Экзамен | 1. Написание реферата/эссе. 2. Подготовка доклада/ презентации. 3. Перевод иностранных статей по дисциплине. 4. Выполнение творческих заданий по дисциплине | ||
Итого: | 84 часа |