Тема 7. Роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы

План:

1.Определение условий работы в учреждениях социального обслуживания.

2.Характеристика основных видов педагогической деятельности

Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных и нормативных актов, охраняющих права и интересы граждан страны. Социальную защиту в России обеспечивают действующее законодательство и нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста. К ним относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о всех категориях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность Представления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов Социального обслуживания.

Социальные учреждения относятся к ведению двух министерств (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ) и имеют статус федерального, регионального и муниципального подчинения. В 2000 г. существовали следующие основные виды социальных учреждений:

  • стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей) Министерства здравоохранения и социального развития РФ (1186 учреждений);
  • нестационарные учреждения социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан Министерства здравоохранения и социального развития РФ (16 700 учреждений);
  • территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей Министерства здравоохранения и социального развития РФ (2240 учреждений);
  • дома ребенка (для детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 3-4 лет) Министерства здравоохранения и социального развития РФ (248 домов);
  • детские дома для детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования и науки РФ (1187 домов);
  • школы-интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования и науки РФ (155 школ).

Для лиц без определенного места жительства и занятий, «бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, региональные органы управления и органы местного самоуправления создали сеть социальных учреждений - специальных домов-инернатов, домов ночного пребывания.

В Российской Федерации в настоящее время свыше 4000 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности (в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения), в том числе 2000 только в системе образования. В среднем в этих учреждениях содержится по 100-200 детей, оставшихся без попечения родителей, на каждого ребенка по штатному расписанию приходится два работника.

В 2005 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 3,0 млн семей (в 2004 г. - 3,3 млн), в том числе: 1531,2 тыс. малообеспеченных семей; 968,6 тыс. неполных семей; 473,9 тыс. многодетных семей; 537,5 тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; 11,6 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.

В числе учреждений социального обслуживания семьи и детей: 527 социальных приютов для детей и подростков; 597 центров социальной помощи семье и детям; 715 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями и др. На начало 2006 г. действовали 78 кризисных отделений для женщин. Появились такие учреждения, как социальные гостиницы для женщин и детей, - 12. Кроме того, в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в числе прочих функционируют: 640 отделений реабилитации для детей-инвалидов; 537 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних; 976 семейных воспитательных групп; 269 «телефонов доверия». Всего в учреждениях социального обслуживания семьи и детей насчитывается 1679 стационарных отделений и 2030 отделений дневного пребывания.

По территориальному подчинению учреждения социального обслуживания семьи и детей распределяются следующим образом: 702 - республиканские, краевые, областные; 929 - городские; 1813 - районные. По форме собственности учреждения социального обслуживания семьи и детей распределяются следующим образом: 1501 - государственные; 1943 - муниципальные.

Проблема кадрового обеспечения органов опеки и попечительства стоит сегодня очень остро. По данным 2004 г., из 3 тыс. органов опеки и попечительства в 300 вообще отсутствовали специалисты по охране детства, в 1700 имелся всего лишь 1 специалист. Решение вопроса Министерство образования и науки РФ видит в том, чтобы переориентировать их на содействие семейному устройству детей (в рамках закона), а не на постоянное пребывание в них детей.

Социальный работник и социальный педагог - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: