Проблема развития социальной группы нашла свое решение в психологической теории коллектива.
В педагогике идея коллектива была разработана А. С. Макаренко, в которой также представлен и социально-психологический аспект. По А. С. Макаренко, коллектив – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
Наиболее полно эта теории представлена в работах А. В. Петровского [Психологическая теория коллектива, 1979]. В его представлении, группа – это набор из трех страт, наличие третьего слоя (ярда) и означает, что перед нами коллектив. Основная мысль теории: дея-тельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.
Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Отношения основаны на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т. п.
Требования к коллективу:
1) успешно справляться с возложенными на него задачами (быть эффективным в отношении основной деятельности);
2) иметь высокую мораль;
3) устанавливать хорошие человеческие отношения;
4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;
5) быть способным к творчеству;
6) сложившаяся дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Коллективистские отношения определяются через следующие понятия:
1) нравственность – построение внутрикол-лективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
2) ответственность – добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является ли он членом данного коллектива; требовательность к себе и другим; объективное оценивание своих достижений;
3) открытость – способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими группами или новыми членами в своем коллективе;
4) коллективизм – постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщению;
5) контактность – доверительные личные отношения;
6) организованность – умелое взаимодействие; бесконфликтное распределение обязанностей;
7) информированность – знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы;
8) эффективность – успешность решения задач.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в реальности почти нет. Большинство реальных малых групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.