Функции морали. 1. Оценочная. Оценка реальности производится через призму понятий морального сознания: добро, зло, справедливость

1. Оценочная. Оценка реальности производится через призму понятий морального сознания: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честность, ответственность и др. Реально существующее сопоставляется с моральным эталоном – с должным. Моральные оценки имеют универсальный характер и распространяются на большую часть поступков человека. Чего нельзя сказать о правовых оценках или политических. Моральные оценки опираются на моральные убеждения оценивающего индивида и авторитет общественного мнения, то есть существующие социальные стереотипы.

2. Познавательная. Связана с оценочной. В процессе оценки с моральной точки зрения тех или иных поступков индивид получает представление о нравственном содержании внутреннего мира других людей и своего собственного, о соответствии между официальной идеологией государства, моралью общества и индивидуальной моралью.

3. Мировоззренческая. Моральные нормы в их взаимодействии с жизненной практикой являются одним из важнейших элементов картины мира, формирующейся в сознании человека. Мир в нашем представлении может быть устроен справедливо или нет, быть воплощением добра или зла, или ареной их борьбы и пр.

4. Воспитательная. Воспитание как формирование нравственного базиса личности – естественная и необходимая часть всего процесса воспитания.

5. Регулятивная. Задача нравственности в руководстве действиями людей через формирование таких критериев оценки поступков, которые соответствуют надличностной морали. Мораль регулирует практически все сферы жизни людей (в отличие, например, от права и политики), предъявляя человеку максимальные требования и осуществляясь через авторитет общественного мнения и внутренние механизмы морального самоконтроля (совесть).

Нормы морали отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах. Нарушение моральных стандартов влечет за собой не такие наказания, как нарушение правовых норм; чаще всего нарушение моральных устоев наказывается общественным порицанием, которое проявляется в различных формах - в виде критических замечаний, осуждения, порицания, отказа в общении.

На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Они весьма разнообразны - в разных странах, регионах, у разных национальностей. Например, белый цвет у некоторых народов по традиции означает нарядность, праздничность, а у других - траур; у многих народов, говорящих на немецком языке, по традиции самое почетное место за столом - слева от хозяйки, а по современным международным традициям - справа от хозяйки. Подобных примеров можно привести множество.

Традиции, базирующиеся на нормах морали, являются основой формирования внешних проявлений поведения и поступков человека и в значительной мере отражаются на взаимоотношениях людей в процессе осуществления ими деловых отношений, а именно:

• в поведении во время деловых встреч и переговоров;

• в одежде, ее опрятности, чистоте, безупречности;

• в деловых беседах;

• в организации и оборудовании служебного помещения и рабочего места;

• в поведении во время деловых приемов и т. д.

Современные деловые традиции требуют таких черт, как тактичность, доброжелательность, любезность, пунктуальность, вежливость, верность слову, умение слушать, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.

Традиции не остаются неизменными: одни перестают существовать, стираются из памяти и из употребления, другие рождаются и постепенно приобретают силу и распространение, некоторые меняют не суть, а формы проявления.

Изменения в государственном устройстве, культуре, характере взаимоотношений народов, населяющих определенную страну и земной шар, а также технический, технологический, научный прогресс, развитие средств коммуникации - все это влияет на традиции.

Зачем нужно в наш "просвещенный век" соблюдать традиции? Не являются ли они путами, оковами на ногах современного человека и общества в целом?

Дело в том, что, придерживаясь существующих традиций - в разумных пределах, разумеется, - мы можем избежать многих конфликтов, взаимного непонимания, излишних противоречий и даже неприязненного к себе отношения. Поэтому важно знать и стараться придерживаться традиций и обычаев, существующих в той стране, куда человек едет в командировку или на отдых, учитывать их и в дружеском общении, и в деловых межличностных контактах.

Существует тем не менее точка зрения, разделяемая, к счастью, очень незначительной частью общества, что следование традициям, даже весьма умеренное, создает преграду естественному проявлению особенностей личности, мешает свободе общения.

Такая позиция неправомерна, так как именно взаимное уважение к традициям партнеров по бизнесу, представляющих свои фирмы, находящиеся, например, в разных странах, поможет сделать деловые контакты мягкими, устранить различия в понимании целей, оценке путей их достижения, что приведет в конечном счете к принятию совместного решения без лишних осложнений и эмоциональных потерь.

Следование традициям позволяет проявить уважение к другим людям, к обычаям страны, ее культуре. Недаром государственные и политические деятели, планируя визит в другую страну или регион своей страны, стремятся заранее ознакомиться с традициями и обычаями той местности (пример - общеизвестный общепринятый русский обычай встречать с "хлебом-солью", хотя всем очевидно, что, кроме уважения к устоям нации, такое угощение никакой функциональной нагрузки не несет). Как уже упоминалось, нарушение правовых основ влечет за собой наказание, определяемое соответствующими регламентами - законоуложениями.

Нарушение норм морали, равно как и традиций, и обычаев, обычно наказуемо, однако формы наказания могут быть разные: общественное порицание, замечание, отказ в общении, нежелание продолжать в дальнейшем дружеские отношения, осуждение, осмеяние. Иногда даже осуждающий взгляд, ироническая улыбка или иронический тон сказанных фраз являются достаточно ощутимым наказанием.

Итак, правовые, моральные нормы, традиции, обычаи сходны по сути, причинам возникновения; иногда они отличаются друг от друга только формами проявления. Например, воровство осуждается как юридическими стандартами, так и существовавшими

ранее и существующими сегодня нормами морали, традициями всех национальностей, обычаями.

Устои жизни общества, выражающиеся в различных формах в форме правовой, моральной, традиционной и пр. - послужили основой той суммы норм, стандартов, рекомендаций, требований, предъявляемых к поведению и поступкам людей, которую принято называть этикетом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: