Управление общением

Классификация основных форм невербального общения

• паралингвистика (о звуковых кодах невербального общения);
• кинесика (о жестах и жестовых движениях);
• окулесика (о языке глаз);
• аускультация (о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей);
• гаптика (о языке касаний и тактильной коммуникации);
• гастика (о знаковых и коммуникативных свойствах пищи и напитков, о приеме пищи);
• ольфакция (о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов);
• проксемика (о пространстве общения);
• хронемика (о времени общения);
• системология (о системе объектов, каковыми люди окружают свой мир).

Функции невербальных средств общения

1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации

Проксемические особенности невербального общения

Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

• интимная зона (до 50 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что вторжение в интимную зону влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное нарушение ее границ всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

• личная или персональная зона (50 — 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

• социальная зона (120 — 400 см) обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми;

• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге.

У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцов или японцев.

Выбор дистанции общения зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей людей (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Управление общением

Заражение – это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

Внушение – это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к нему, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения – следование моде и особенно копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров молодежной среды.

Убеждение – это целенаправленное воздействие, призванное трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого. Она является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение – активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: