Содержание: Коммуникативная сторона общения. Вербальный уровень – человеческая речь. Эффективность общения. Техника контактов. Стили делового общения. Организация деловых контактов. Культура межличностных контактов.
Барьеры непонимания: фонетическое, семантическое, стилистическое, логическое непонимание, социо-культурные барьеры.
Виды невербальных средств общения. Мимика. Жесты, их назначение. Логика жестов. Улыбка в официальном общении. Взгляды. Положение человеческого тела (позы). Пространственная и временная организация общения (проксемика).
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущность каждого из них и приведите примеры из повседневной жизни.
2. Какова роль невербального общения в межличностном взаимодействии.
3. Перечислите виды невербальных средств общения и раскройте их значение в профессиональной деятельности.
КУРС, 8 СЕМЕСТР
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Тема 3.1. Групповая совместимость и социально-психологический климат в коллективе
|
|
Содержание: Малые социальные группы и их характеристики. Понятие совместимости. Проблема совместимости в группе. Виды совместимости: психофизиологическая, структурная, функциональная.
Понятие социально-психологический климат. Групповые настроения. Групповые интересы и ценности. Единство коллективных и личных целей. Стабильность и рост кадров. Зависимость психологического климата от стиля руководства.
Критерии оценки социально-психологического климата в группе: удовлетворенность (привлекательность) работы в коллективе, степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия индивидуализм.
2. Дайте определения понятия коллективизм.
3. Составьте развёрнутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую вы очень хорошо знаете.
Тема 3.2. Лидерство и руководство
Содержание: Единство и различие лидерства и руководства. Авторитет. Теории лидерства. Стили лидерства. Управленческие функции. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
Вопросы для самоконтроля:
1. От чего зависит изменение стиля лидерства?
2. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы назвать харизматическими личностями?
3. Опишите ситуацию, в которой было бы целесообразным доминирование какого-либо одного стиля лидерства. Объясните почему.
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИИ КОНФЛИКТА И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ