1. Когда вы входите в комнату учреждения, вы должны стучаться в дверь?
2. Можно ли прервать беседу двух людей, чтобы представить третьего?
3. Может ли мужчина разговаривать с женщиной сидя, если она при этом стоит?
4. Немцы делают комплименты только женщинам?
5. Мужчина первым приветствует женщину, которая его обгоняет?
6. Может ли мужчина сесть в такси на переднее сиденье? Если да, то в каких случаях?
7. Чем допустимо угощать соседей по купе?
8. Почему со стороны протокольных норм двусторонние визитные карточки не приветствуются?
9. Чем комплименты в деловом общении отличаются от обычных комплиментов?
10. Каковы основные функции подарков в деловой сфере?
11. Когда следует держать вилку в правой, а когда - в левой руке?
12. Нужно ли благодарить официанта во время еды?
13. Допускается ли дарить цветы мужчинам?
Тема 4. Корпоративная этика, её сущность и принципы
(2 часа)
1. Сущность корпоративной этики.
2. Этические проблемы корпоративных отношений.
3. Кодексы делового поведения, их содержание: корпоративные, профессиональные, национальные, всемирные.
|
|
4. Коммуникативная культура в деловом общении.
Темы докладов и рефератов.
1. Речевой этикет в деловом общении.
2. Этика делового красноречия.
3. Этика делового телефонного разговора.
4. Этика приветствия и представления.
5. Этика знакомства.
6. Этика визитной карточки.
7. Этика делового совещания, встречи, конференции.
Контрольные вопросы и задания.
1. В чем сходство и различия профессиональных и корпоративных этических кодексов? Возможны ли противоречия в одновременном их соблюдении?
2. Назовите основные отличия светской и деловой беседы.
3. Какие факторы восприятия людьми друг друга могут сыграть отрицательную роль в ходе беседы?
4. При каких обстоятельствах приветствие между сотрудниками допустимо как обмен поклонами?
5. Поклон – это не кивок головой. При поклоне голова фиксируется в наклонном состоянии: 1 секунду? 2 секунды?
6. Поклон может быть формальным, вежливым, заискивающим, пренебрежительным, холодным, теплым, полным уважения, изящным, глубоким.
Какой из них соответствует нормам корпоративной этики?
7. Рукопожатие при приветствии принято:
- при ежедневном общении;
- после возвращения из отпуска;
- после краткосрочной командировки;
- на деловых встречах.
8. В деловой сфере первым протягивает руку для рукопожатия:
- страший по возрасту?
- мужчина – женщине?
- женщина – мужчине?
- старший по должности?
9.Если приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатки? А женщина?
10. Можно ли ответить визитной карточкой на официальное приглашение?
|
|
11. Исправьте ошибку, если ситуация не соответствует правилам.
- На банкете женщины сели за стол после того, как свои места заняли их мужья.
- Во время ужина в ресторане гость, сидя за столиком, закурил сигарету и попросил официанта принести пепельницу.
Основная литература
1. Корпоративная этика: учебное пособие / авт. сост. И.Н. Кузнецов, – Москва: Издательство деловой и учебной литературы, 2003. – 480с.
2. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина – Москва: Финансы и статистика. – 2001. – 204с.
3. Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет. – Москва: Академия, 2011 – 222с.
4. Кузнецов, И.Н. Деловой этикет: учебное пособие /И.Н. Кузнецов. – Москва,2011. – С. 345.
5. Кукушкин, В.С. Деловой этикет.: учебное пособие / В.С Кукушкин. – М; Ростов-на-Дону, 2008. – 166с.
Дополнительная литература
1. Трушина, И. Сохранилась ли коллективная мораль? / И. Трушина. // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 42 – 46.
2. Ломшина, Е.Н. Этноэтика как социально-культурный феномен / Е.Н. Ломшина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – №6. – С. 22 – 25.
3. Бенш, Регине Новая этика в экономике: о социальной активности предприятий / Р. Бенш, Х. Фрайманн // DeutchLand. – 2008. – №4. – С. 10 – 15.
4. Доброхотов, Р.А Этика доверия: либерализм как эволюционное преимущество / Р.А. Доброхотов // Свободная мысль. – 2007. – №3. – С. 172 – 188.
5. Горохов, В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе / В.Г. Горохов // Вопросы философии. – 2008. – №10. – С. 33 – 49.
6. Апресян, Р.Г. Этика силы – в противостоянии насилию и агрессии. / Р.Г. Апресян // Вопросы философии. – 2010. – №9. – С. 143 – 153.
7. Ивашкевич, В.Б. Этика профессионального бухгалтера / В. Ивашкевич // Бухгалтерский учет. – 2005 -№7. – С. 55 – 57.
8. Лухтала, А. Этика отношений муниципальных властей с коммерческими структурами / А. Лухтала // Финансы. – 2005. -№8. –С. 75 – 79.
9. Этика, корпоративная культура и этический кодекс // Заренков, В.А. Управление проектами / В.А. Заренков. – Москва, 2006. – С. 277 – 282.
10. Трубецков, А.Д. Этика и вопрос информирования работника о профессиональных рисках / А.Д. Трубецков // Медицина труда и промышленная экология. – 2006. – №8. – С. 10 – 14.