Глава IX социализированность. Воспитанность

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимо­действия с многообразными и многочисленными факторами,

О социализирован- организациями, агентами, с по- ности мощью различных средств и механизмов.

Взаимодействие с ними, влияние их на детей, подростков, юношей не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность.

Единой точки зрения на то, что представляет собой социали­зированность человека, не существует. Трактовки социализиро­ванное™ весьма многообразны (это показала в своем исследова­нии А. С. Волович) и в большой мере зависят от того, в русле ка­кого подхода к социализации они рассматриваются.

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю­чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л.Колберг под­черкивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное при-

способление к своей среде в случае ее изменения делает их неиз­бежными.

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделя­ется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляе­мым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на сле­дующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изуче­ние того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрос­лым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различ­ные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационное приспособление» - «вступая в новую ситуацию, ин­дивид соединяет новые ожидания других со своим «Я» и таким об­разом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход пре­вращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

Существенно иначе трактуют социализированность исследова­тели, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, характеризуя социализированность, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценностных ориентации. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожи­даниями) индивида. Исследователи считают необходимым, что­бы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или пе­рестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный индивид стремится к изменению самоэкспектации и умеет остав­лять предшествующие роли.

Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценно­стных ориентации; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли (избирательно относясь к своим со-

циальным ролям); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Обобщая данные многих исследований, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости-социализированности личности: уважение к себе (чув­ство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).

Несколько иначе о том же писал американский исследователь Э. Келли, используя термин «полностью функционирующая лич­ность», который с некоторой долей условности можно рассматри­вать как синоним «социализированной личности»: «... полностью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возмож­ность создания своего "само" в других; поняв движущуюся природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; пол­ностью функционирующая личность принимает творческую роль».

С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате со­циализации человек овладевает совокупностью ролевых ожида­ний и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных устано­вок и ценностных ориентации, удовлетворяя и развивая свои по­требности и интересы.

От содержательной характеристики всех названных компонен­тов зависит социализированность человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе. О воспитанности В рамках проблемы социализированности

как результата социализации в целом особ­няком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.

На бытовом уровне воспитанность понимается довольно одно­значно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспи­танный человек, выросший в обычных правилах светского прили­чия, образованный» (В.И.Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вес­ти себя» (там же).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия «воспитание».

Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с по­мощью эмпирических показателей вызывают те или иные возра-

жения. Более или менее корректно это делается по отношению к отдельным аспектам воспитанности (например, образованности, профессиональной подготовке, установкам и ценностным ориентациям в различных сферах жизнедеятельности и пр.). Однако выявленный уровень образованности человека или его социаль­ные установки, например, в сфере межэтнического взаимодейст­вия и др. далеко не всегда соответствуют его реальному социаль­ному поведению.

В русле предложенного в этом учебном пособии подхода к воспитанию как составной части социализации и исходя из пони­мания социального воспитания как планомерного создания усло­вий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека, воспитанность можно лишь условно выделять из социализированности.

С точки зрения социальной педагогики вполне приемлемо по­нимание воспитанности, разработанное в исследовательском цен­тре SOS-kinderdorf-international в Австрии. Г. Гмайнер и его со­трудники выделили следующие критерии готовности воспитанни­ков детских домов семейного типа к социальной интеграции:

законченное школьное или профессиональное образование;

работа по специальности;

основание собственной семьи;

реалистические жизненные цели;

социальная зрелость, при которой взаимоотношения с со­гражданами отличаются уважением, готовностью помочь и терпимостью;

собственный взнос в дело дальнейшего развития общества. * * *

Социализированность имеет «мобильный характер», т. е. сформировавшаяся Социализированность может стать неэффек­тивной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их Социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает Социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла

речь выше, также может сделать неэффективной сформировав­шуюся Социализированность у детей, подростков, юношей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: