Воспитательные организации

Воспитательные организации - одна из разновидностей соци­альных организаций.

О понятии Организация - это целевая формализованная «воспитательная группа людей, созданная для решения опреде- организация» ленных задач и реализации определенных це­лей организованным образом, в которой на­личествуют фиксированное членство, а также системы власти, со­циальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций.

Воспитательные организации - специально создаваемые государ­ственные и негосударственные организации, основной задачей кото­рых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров.

По принципу вхождения человека в воспитательную организа­цию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клу­бы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психи­ческими и иными аномалиями).

По юридическому статусу воспитательные организации могут быть государственными, общественными, коммерческими, кон­фессиональными, частными.

По ведомственной принадлежности - это организации Мини­стерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спор­тивных союзов; по уровню подчиненности - федеральные, регио­нальные, муниципальные.

По степени открытости-закрытости: открытые (школы), ин-тернатные, закрытые (спецучреждения).

По ведущей функции - образовательные, просветительские, развивающие, общественно-ориентированные.

По длительности функционирования - постоянные и времен­ные (например, функционирующие во время каникул).

По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

У всех воспитательных организаций общая задача - воспита­ние человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинакова, но и не равна.

Через систему воспитательных организаций общество и госу­дарство стремятся обеспечить равные возможности, с одной сто­роны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой стороны - для реализации каждым своих позитивных потребно­стей, способностей и интересов.

Функции воспита- В процессе социализации детей, подростков, тельных опганиза- юношей воспитательные организации игра- ций в процессе ют двоякую роль.

социализации С другой стороны, именно в них осуществ­ляется социальное воспитание как относи­тельно социально контролируемая часть социализации. С дру­гой стороны - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социаль­ного воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального раз­вития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрас­тающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к ре­альной социально-профессиональной структуре общества.

В процессе стихийной социализации воспитательная организа­ция как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не иден­тична, а порой существенно расходится с декларируемыми устрем­лениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые, в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитатель­ной организации с точки зрения ее основной функции - воспита­ния, но помогают адаптироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная орга­низация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм ор-

ганизации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития чело­века, удовлетворения им своих позитивных потребностей, спо­собностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный, антисоциальный).

В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т. е. именно в них осуще­ствляется социальное воспитание.

Социальное Социальное воспитание можно рассматри-

воспитание вать как процесс относительно социально

контролируемой социализации, осуществ­ляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отноше­ния, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленных развития и ду­ховно-ценностной ориентации человека.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации соци­ального опыта детей, подростков, юношей, их образования и ин­дивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организа­цию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллек­тивов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализован­ных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт - в широком смысле - единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных уста­новок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимо­действия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также само­познания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное);

просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь человеку реализуется в процессе оказа­ния содействия в решении проблем; создания специальных ситуа-

ций в жизнедеятельности воспитательных организаций; стимули­рования саморазвития.

Индивидуальная помощь - это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в раз­витии самосознания, в самоопределении, самореализации и само­утверждении; в развитии понимания и восприимчивости по от­ношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, харак­тер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и в определенной мере от региональной и этнической принадлежности воспитуемых, а также специфичны в различных воспитательных организациях, соотношение и роль которых на каждом возрастном этапе различны в том или ином

обществе.

Естественно также, что в различных типах воспитательных ор­ганизаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, обра­зования, и индивидуальной помощи) существенно различны. Раз­личия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работаю­щие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представ­ляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет из­бирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и соци­ально-психологических групп, более или менее осознанно и целе­направленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитанни­ков, и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспи­тание в различных воспитательных организациях создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убежде­ниями, умениями, нормами, чувствами, образцами поведения и т. д.), а также для его самостроительства - самоизменения.

Коллектив Организационно социальное воспитание

осуществляется в воспитательной организа­ции через коллективы.

В наиболее общем виде коллектив можно определить как фор­мальную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллек­тивы (классы, кружки, секции, клубы и т. п.), совокупность кото­рых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.

Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружаю­щей действительности.

В то же время коллектив, будучи организационно оформлен­ной общностью людей, в определенной мере функционирует неза­висимо от окружающей среды, что делает его относительно авто­номным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что кол­лектив в то же время является открытой системой, они разделяют­ся на три слоя. Первый - нормы и ценности, одобряемые и куль­тивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй - нормы и ценности, спе­цифические для общества, социальных, профессиональных, воз­растных групп, не совпадающие с первыми. Третий - нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризую­щий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А. Т. Куракина). Это поле, специфическое для конкретного кол­лектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однородный сплав. Оно распадается, как минимум, на два секто­ра. Один - ценности и нормы, обязательные для всех членов кол­лектива, которые регламентируют коллективно значимое поведе-

ние личности. Другой - те нормы и ценности, которые, в принци­пе не противореча первым, предоставляют отдельным микро­группам и членам коллектива возможности для некоторой само­бытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты раз­вития и духовно-ценностной ориентации личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений -формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руково­дителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Фор­мализованная структура отражает деловые отношения всех чле­нов коллектива и отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неофици­альные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отно­шений приятельства и дружбы.

Характер отношений в коллективе определяется полем интел­лектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, суще­ственно влияют на возможности развития и духовно-ценностной ориентации его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как про­цесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: со­циальный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами орга­низации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Пси­хологический аспект - это субъективная трактовка членом кол­лектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно про­является в жизнедеятельности, может вызвать негативные санк­ции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряже­нию, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение ста­новится основой импровизационности в исполнении роли, прояв­ления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т. е. проявляет креативность).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрыва­ния социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутвержде­ния, т. е. создает возможности для становления человека.

Известный отечественный педагог Е.А.Аркин писал: «... когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплы­вают такие стороны детской индивидуальности, которые при все­возможных других условиях не могут проявиться или быть обна­ружены. В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: