Пусть это послушают молодые люди, пусть послушают те, на кого возложена обязанность петь в церкви: бога должно воспевать не голосом, но сердцем! Непристойно, наподобие трагических певцов, смазывать особым средством гортань и горло, чтобы в церкви слышались театральные мелодии и напевы.
Письмо 146 к папе Дамасу [Об увлечении людей церкви светской музыкой]
У нас на глазах священники, забросив евангелия и пророков, читают комедии и распевают пастушеские любовные песенки!
Толкование на Послание к эфесянам, III, 5, 19
Псалмы, собственно говоря, относятся к области этики; таким образом, мы должны уразуметь через посредство телесного органа, что должно творить, а что избегать. Но тот, кто испытует высшее, кто, проницательный исследователь, разъясняет мировую гармонию и согласованную упорядоченность творений, тот воспевает духовный гимн. Или, окажем мы, псалом принадлежит телу, гимн - духу.
Декрет, VI, 19
Наблюдай за тем, чтобы то, что ты воспеваешь устами, ты исповедовал бы сердцем; а то, что исповедуешь сердцем, осуществлял бы в поступках.
|
|
Перевод и вступительная статья С. Аверинцева
Иоанн Златоуст
Ок. 350 - 407 годы
Крупнейший представитель греческого церковного красноречия, получивший свое лестное прозвище за ораторское искусство уже после смерти. В юности учился философии и прошел риторскую выучку у прославленного ритора-язычника Либания, в 369 году крестился и затем поднялся по ступеням церковной иерархии до сана патриарха Константинопольского. Однако его яростная борьба за чистоту нравов духовенства и мирян, как он ее понимал, вызвала ненависть двора и высшего духовенства; Иоанн был низложен, отправлен в суровую ссылку и умер в пути. Наследие Иоанна включает почти необозримое количество проповедей на случай и на праздники, толкований и «бесед» на различные части Ветхого и Нового заветов, аскетических трактатов о покаянии и писем. Столичная жизнь Константинополя с ее роскошью, зрелищами и играми особенно привлекала к себе внимание Иоанна как проповедника-«обличителя». Интересно содержащееся в беседе Иоанна на Исайю свидетельство о том, что в христианском богослужении даже во времена Златоуста еще не были окончательно изжиты элементы античной хорей.
Толкование на псалом VII [Святость церковных песнопений]
Ангелы витают с пением вокруг наших хоров.