В 1992 году Магнитогорский государственный педагогический институт (в настоящее время – Магнитогорский государственный университет) в числе других вузов страны начал подготовку специалистов в области социальной педагогики. Дефицит учебников по социально-педагогическим дисциплинам явился одной из причин создания данного учебника.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, в учебных планах педагогических вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Социальная педагогика», предусматривается изучение ряда дисциплин, составляющих систему знаний и умений по социальной педагогике.
Задачи учебника состоят в том, чтобы помочь будущим социальным педагогам овладеть знаниями теоретических основ социальной педагогики и умениями, необходимыми для эффективной организации практической деятельности; заложить основы педагогического мышления студентов; развить способность принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях.
|
|
Предлагаемый курс «Основы социальной педагогики» включает три раздела.
Первый раздел знакомит с профессией социального педагога, его назначением, функциями, правами, обязанностями, этическим кодексом, основными направлениями деятельности, содержит рекомендации по планированию и организации работы социального педагога, освещает критерии ее эффективности.
Во втором разделе социальная педагогика рассматривается как наука и область практической деятельности. Раскрываются основные категории социальной педагогики, ее методы, исторические аспекты развития, ключевые проблемы: социализация и ее факторы, девиантное поведение подростков, социальная защита детства и молодежи, социально-педагогическая виктимология.
Третий раздел освещает некоторые проблемы социальной педагогики и опыт социальной работы в ряде зарубежных стран.
Для закрепления учебного материала и активизации самостоятельной работы студентов в учебнике предлагается перечень контрольных вопросов и заданий.
Список литературы дается в конце учебника. Вошедшие в него источники использовались при написании учебника и рекомендуются студентам для углубленного изучения глав и параграфов. В основу глав 1, 2 учебника в значительной степени положены результаты работ В.Г. Бочаровой и сотрудников Института педагогики социальной работы РАО; содержание глав 4,11 основано на материалах работ А.В. Мудрика, глав 7, 8 – И.С. Кона, глав 4, 7, 10 – В.Т. Лисовского и его коллег, главы 8 – С.А. Беличевой.
Учебник «Основы социальной педагогики» может использоваться студентами факультета социальное педагогики при изучении педагогики (раздел «Введение в профессию») и дисциплин предметной подготовки: социальная педагогика, история социальной педагогики, управление системой социальной защиты детства, основы социальной работы, методика и технология работы социального педагога, методология и методы психолого-педагогических исследований;.а также студентами факультета социальной работы при изучении общеобразовательных дисциплин: истории социальной работы, методики исследований в социальной работе; специальных дисциплин: семьеведения, проблем социальной работы с молодежью, содержания и методики педагогической деятельности в системе социальной работы (социальной педагогики).
|
|