double arrow

Факторы социализации


К мегафакторам социализации относят планету, мир, космос.

Одним из существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные фак­торы – мир, планета, космос.

Планета –понятие астрономическое, обозначаю­щее небесное тело, по форме близкое шару, получаю­щее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите.

Мир – понятие социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, су­ществующее на нашей планете.

Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, де­мографических, экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что судьба каждо­го человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономик  и политики.

Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни и, следователь­но, социализации всего населения земного шара. Гло­бальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, соци­альных инвестиций, непосредственно влияют на соци­ализацию людей с младенчества и до старости.

Вследствие развития транспорта и средств комму­никации наша планета значительно «уменьшилась». Это делает планету и мир фактором социализации людей и потому, что они много путешествуют, мигри­руют из страны в страну, с континента на континент, а также потому, что они могут, благодаря телевидению, видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Это «раздвинуло» границы действительности, которую может познать человек.

Следствием этого стали изме­нения в его восприятии жизни. Представления о мире, планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей, даже взрослых, стали формироваться, ориентируясь не только на свое непосредственное окружение, но и на нормы, ценности, характерные для жителей другой части планеты. Особенно явно эти процессы влияют на подрастающие поколения, их сознание, поведение, от­ношение к действительности. Так, атомная угроза в свое время сыграла далеко не последнюю роль в том, что подростки и юноши стали ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а на сиюминутное удовлетворе­ние своих потребностей, желаний, стремлений, на цен­ность жизни «здесь и теперь».

Космос рассматривается как мегафактор, оказыва­ющий наиболее глобальное и практически неизучен­ное влияние на социализацию человека. К.Н. Вентцель ввел термин «космическое воспитание» и был убежден, что «только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагониз­мов между людьми, объединит людей в одно солидар­ное целое».

Процитируем подробнее К.Н. Вентцеля: «На чем может быть основана самая возможность постановки вопроса о космическом воспитании? Ход мыслей, при­водящих к этому вопросу, таков. Мы говорим о соци­альном воспитании, о воспитании человека как члена общества; в педагогике даже возникло целое течение, носящее название "социальная педагогика". Но чело­век не только часть некоторого социального целого, будет ли это целое называться семьей, народом, клас­сом, человечеством, он также часть этого целого, кото­рое мы называем вселенной или космосом, каковой мы тоже могли бы рассматривать как своего рода универ­сальное общество, охватывающее в себе все существа, стоящие только на различных ступенях развития.

То, что человек представляет часть космоса, есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и если мы гово­рим о воспитании человека в качестве члена челове­ческого общества более или менее широких размеров, то является также совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина вселенной. О том, что должно иметь свое­го рода социальное воспитание, о том, что тут существу­ют свои цели, свои задачи, свои способы достижения этих целей и задач, выходящих за пределы того, о чем говорит индивидуальная педагогика, против этого ник­то не будет спорить. Многие даже будут склонны соци­альное воспитание выдвинуть на первый план и счи­тать индивидуальную педагогику как одну из глав социальной, как подчиненную последней и вытекаю­щую из нее.

Но, если мы признаем, что должно иметь место социальное воспитание, будем ли мы его ставить на равную ногу с индивидуальным или будем ему при­давать более первенствующее значение, чем индиви­дуальному, то не должны ли мы подобным же образом признать, что должно иметь место и космическое вос­питание и что наряду с социальной педагогикой суще­ствует и космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется со своей, совершенно особой точки зрения, которая намечает для воспитания свои, совершенно особые цели и требует, быть может осо­бых приемов и методов для их достижения.

И отно­сительно этой космической педагогики может быть по­ставлен также вопрос, в каком отношении она относится к социальной и индивидуальной педагогике, занимает ли она равноправное с ними положение или, наоборот, играет главенствующую роль. И, может быть, тот, кто признает примат социальной педагогики над индиви­дуальной на том основании, что общество есть целое, а индивидуум есть часть, а целое стоит выше своих час­тей и является определяющим для них моментом, мо­жет быть, последний будет вынужден признать и при­мат космической педагогики над социальной, потому что космос есть целое, а человеческое общество только его часть, и что подобно этому он стоит выше челове­ческого общества и является определяющим для него моментом».

В последние годы в нашей стране на смену тоталь­ному отрицанию связи человека с космосом пришло массовое увлечение «сверхъестественным». Огромную популярность получили гороскопы, экстрасенсы, кол­дуны, ясновидящие. Как считает А.В. Мудрик, за этим стоит еще не познанная наукой реальность. Представ­ляется вполне вероятным, что, по мере их познания, не­понятные нам зависимости характера и жизненного пути людей от неких космических сил и обстоятельств станут одной из основ индивидуального подхода в вос­питании человека.

Страна, общество, государство являются макро­факторами социализации. В повседневной жизни по­нятия «страна» и «государство», как правило, употреб­ляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями «государство» и «общество». Это имеет свои исторические, политические и психологические осно­вания. На самом деле эти понятия обозначают различ­ные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека.

Страна – понятие, главным образом, географичес­кое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая опреде­ленные границы. Она обладает государственным суве­ренитетом (полным или ограниченным), может находиться под властью другой страны, т. е. быть колонией или подопечной территорией.

Природно-климатические условия стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Географи­ческие условия влияют на плотность населения, рож­даемость, распространенность тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей и т.д. Немаловаж­но географическое положение страны, определяющее то, с какими странами она граничит и, следовательно, довольно тесно связана и экономически, и культурно, и политически. От географического положения зависит наличие или отсутствие выхода к морям и океанам, т.е. возможность развития связей страны с другими частя­ми планеты.

Общество – понятие в основном политико-социо­логическое. Оно характеризует совокупность сложив­шихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, про­фессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество пред­ставляет собой целостный организм со своей экономи­ческой и социальной структурами, идеологией и куль­турой, который обладает определенными способами социальной регуляции .жизнедеятельности людей.

В каждом обществе объективно складываются спе­цифические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономичес­кого развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой – возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а сле­довательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации.

Особый интерес представляют социально-полити­ческие процессы, происходящие в современном рос­сийском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифферен­циации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев (страт), имеющих доволь­но существенные различия как по положению, так и по интересам.

Это:

- «старая» и «новая» номенклатура и их «обслуга»;

- «старые» и «новые» русские и связанные с ними криминальные элементы различного рода;

- инже­нерно-технические работники и квалифицированные рабочие государственных предприятий, их коллеги из частного сектора и фермеры;

- средние и мелкие чинов­ники сферы управления; «массовые» группы интелли­генции – врачи, учителя, работники культуры, науч­ные сотрудники;

- неквалифицированные рабочие в государственном секторе;

- военнослужащие и работни­ки правоохранительных органов;

- студенты;

- пенсионе­ры и инвалиды;

- маргиналы (не работающие и не соби­рающиеся это делать);

- организованная преступность (в свою очередь весьма многослойная);

- работники тор­говли и др.

Все названные страты также не являются однородными, т. к. в них входят люди разного социаль­ного происхождения, образовательного уровня, с раз­личным уровнем дохода, условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселе­ния, района города и т. д.

Каждая страта и отдельные группы внутри нее имеют специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы, которые, безусловно, влияют на со­циализацию детей, подростков, юношей, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и образ жизни тех или иных (в том числе и криминальных) страт могут стано­виться для людей, к ним не принадлежащих, своеоб­разными эталонами, влияющими на них даже больше, чем ценности той страты, к которой они принадлежат.

Все возрастные и социальные группы российского общества оказались в ситуации борьбы различных противоречивых идейных и нравственных систем. Это и социалистические идеалы, как ортодоксальные, так и реформаторские, и идеи демократии западного образ­ца, и либерально-демократические, и монархические течения, и националистическая, а также шовинистичес­кая идеология, и становящиеся все более привлекательными религиозные представления, и, наконец, откро­венно аморальные и криминальные установки. У части людей утерян смысл жизни, появилось чувство беспо­мощности, одиночества, пустоты и как результат – наблюдается рост преступности, жестокости, вандализ­ма, саморазрушительного поведения (наркомании, ал­коголизма, самоубийств).

Петербургские ученые (сотрудники НИИ комплекс­ных социальных исследований Санкт-Петербургского университета) выявили наиболее острые социальные проблемы, характеризующие современное состояние российского общества.

1. Резкое усложнение всей общественной ситуации в целом, приводящее к затрудненности ее восприятия «средним человеком». У многих людей при этом разви­вается состояние растерянности и дезориентации. Воз­никает острая необходимость в повышении уровня адекватности понимания населением усложняющейся и непрерывно изменяющейся ситуации, что является первостепенной задачей всех общественных институ­тов и структур, которые в той или иной форме выпол­няют «идеологическую» функцию: руководства страны, политических партий, общественной науки, творческой интеллигенции.

2. Обесценивание жизненного опыта человека, к чему приводит разрушение всех привычных структур общества, тотальное его переустройство. Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни (новых орга­нов власти и управления в стране, на производстве, новых личностных ролей в возникающих обществен­ных отношениях и т. д.) порождают социальную неком­петентность и неадекватность личности, кризис ее со­циальной идентичности.

3. Резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля («сброс давления»). Переход от жесткой зарегулирован­ной системы общественных отношений с сильным социальным контролем к ситуации, когда привычное давление власти практически отсутствует, что воспри­нимается почти как полная анархия и порождает как позитивные, так и негативные последствия.

4. Переживание значительной частью населения ощущения катастрофы, к чему приводит постоянное нарастание негативных изменений (рост цен, развитие безработицы, преступности и т. д.). Это ощущение обо­стряется отсутствием перспектив преодоления этих явлений.

5. Кризис в нравственно-духовной сфере. По су­ществу произошел распад старой идеологии и системы ценностей, но им на смену не пришли новые. Ус­ложняет ситуацию неожиданность для большинства людей резкого перехода от социализма к обществен­ной системе, основанной на плюрализме собственно­сти и политическом плюрализме, а также на праве и общечеловеческих ценностях. Распад коммунистичес­кой идеологии, который произошел в «доперестроечный» период, не оказал столь сильного влияниянасознание людей, как провозглашение новых ценност­ных ориентиров, направленных на обогащение «лю­бой ценой»,

Государство – понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппа­рат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом. Государ­ство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.

Государство можно рассматривать как фактор со­циализации в двух аспектах. С одной стороны, оно яв­ляется таковым постольку, поскольку политика, идео­логия, социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети и взрослые, функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и, в еще большей мере, реализуемые в социальной практике.

С другой стороны, государство осуществляет со­циализацию своих граждан, создавая для этого как орга­низации, имеющие своими функциями социализацию определенных возрастных и социальных групп насе­ления, так и условия, которые вынуждают заниматься социализацией организации,в чьи непосредственные функции это не входит. Наиболее последовательно го­сударство влияет на социализацию подрастающих по­колений через создание специальной системы воспи­тательных институтов.

К мезофакторам социализации относят этнос, ре­гион, тип поселения, средства массовой коммуникации.

Под этносом понимается исторически сложивша­яся устойчивая совокупность людей, обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культу­ры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этническая или национальная принадлежность человека определяется, с одной стороны, языком, кото­рый он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком; с другой – она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и, соответственно, ближайшее окружение счи­тает его принадлежащим к ней, т. е. национальная при­надлежность – явление социально-культурное.

Каждый этнос имеет специфические черты и свой­ства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса, проявляющи­еся в национальной культуре. Специалисты по нацио­нальной психологии (этнопсихологи) выделяют такие, например, различия между национальными культура­ми: в характере трудовой деятельности и связанных с ней специфических традициях; в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о красивом и некрасивом, о семейном счастье и взаимоотношениях чле­нов семьи, о способах развлечений; в понятиях о при­личиях в проявлении чувств; в понимании доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д..

Говоря об этнических особенностях, необходимо иметь в виду, что национальный характер подразумева­ет систему свойств не отдельного индивида, а многочис­ленной группы – нации. Складывается он в течение веков и тысячелетий под влиянием природно-климатических, социальных, религиозных и иных обстоятельств, в которых живет этнос. Глубина различий этих обстоя­тельств может влиять на национальные различия по-разному – от различий в психофизиологии до нюансов социального поведения.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В так назы­ваемых национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он – макрофактор. В случае, когда этнос представляет собой национальное меньшинство – микрофактор. В России он – мезофактор, т. к. даже компактно про­живающие многочисленные этносы, имеющие соб­ственную государственность (республики), являются элементами общества и государства и испытывают на себе их влияние.

Различия в том, как реально осуществляется соци­ализация в этносе, связаны с особенностями, которые можно объединить в две группы – витальные (бук­вально – жизненные, в данном случае биолого-физи­ческие) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

Под витальными имеются в виду способы физичес­кого развития людей различного возраста, вскармли­вание детей и т. д. Наиболее явные различия наблюда­ются между культурами, сложившимися на разных континентах. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и азиатских культур и не свойственно, например, евро­пейским), бросается в глаза невероятно быстрое раз­витие ребенка в первые месяцы жизни. После того, как ребенка отнимают от груди, он начинает терять опере­жение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.

На социализацию человека огромное влияние ока­зывает духовный склад этноса, его менталитет, который есть плод исторического развития народа и формиру­ется веками. В нашей стране каждый этнос обладает своим менталитетом, который складывается в специ­фических социокультурных условиях развития народа. Менталитет этноса воспринимается человеком с ран­него детства. Его влияние идет первоначально в про­цессе усвоения ребенком родного языка, который отражает историю народа, жизнедеятельность, воспри­ятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления человека, его ценности.

В процессе развития личности формируется наци­ональное самосознание, основы которого закладывают­ся в детстве на неосознаваемом человеком уровне. Именно в детстве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей, скла­дывается отношение к этим связям. Это проявляется, во-первых, в национальной идентификации, т. е. осоз­нании своей принадлежности к определенной этничес­кой группе; во-вторых, в формировании (преимуще­ственно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности; в-третьих, посте­пенно, с возрастом, появляется осознание общности ис­торического прошлого своего народа; и, наконец, появляется представление о родной земле.

Этническое самосознание ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обы­чаях, и представляет собой психологическое отраже­ние практической деятельности, образ и стиль жизни, моральные, эстетические и идеологические нормы, закрепленные в коллективном сознании, представле­ние о своей «самости» (этнической принадлежности) в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими.

Важнейшим индикатором этнического самосозна­ния является этническая самоидентификация, включа­ющая представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках, «образ» национального характера, выражающаяся в системе автостереотипов (образ «мы») и гетеростереотипов (образ «они»).

Главным фактором этнической самоидентифика­ции на эмпирическом уровне является набор тех при­знаков, которые воспринимаются этноформами как главные при определении национальности человека.

Этническая самоидеятификация достаточно вариабельна и обусловлена следующими факторами:

1) местом проживания на своей этнической терри­тории или в иноэтнической среде: если в первом случае больший вес придается происхождению (националь­ность родителей), то в случае этнодисперсного расселе­ния яснее осознается этнокультурная общность;

2) возрастом (молодежь в большей мере ориенти­рована на выбор национальности «по желанию самого человека» и меньше на происхождение);

3) уровнем образования (с ростом образования воз­растает ориентация на выбор национальности «по желанию», а не определение ее по происхождению). Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные, очевидные черты этнического сходства и различия (язык, вне­шность), то более образованные респонденты выделя­ют неявные, но существенные черты (характер и осо­бенности поведения).

Судя по данным исследования, проведенного сре­ди петербургских старшеклассников, младшим возра­стным группам свойственна умеренная этническая самоидентификация: почти половина (44,6%) респон­дентов вообще не обращают внимания на националь­ность людей, 41,9% – только в том случае, если «они» им «чем-то несимпатичны», вместе с тем 67,3% моло­дых людей гордятся своей национальной принадлеж­ностью (все опрошенные – русские) и только каждый четвертый (25,9%) хотел бы родиться «не в России, а в какой-нибудь западной стране» (147, с. 368).

В ходе репрезентативного городского опроса на­селения Санкт-Петербурга, посвященного проблемам национального самосознания, выяснилось, что имен­но возрастной фактор является ведущим в числе субъективных характеристик. Молодежь, по сравне­нию с другими возрастными группами, наиболее этноцентрична, в ее среде заметнее распространены стереотипы этнического негативизма (70,3% молоде­жи испытывает неприязнь к одной или нескольким на­циональностям; ср.: по всей выборке – 48,7%), наци­оналистические установки (26,6% молодых людей полагают, что «Россия – это государство русских»; ср.: по всей выборке – 13,9%) (147, с. 363).

Наряду с этнической самоидентификациейнеменьшее значение в формировании этнического созна­ния имеет национальный характер – некоторые общие черты психики, связанные с культурным единством членов этноса. Формой проявления национального характера служат этностереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологичес­кого своеобразия этнической общности. Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуаци­ях. Составляя элемент этнокультурной социализации, они влияют на этнические симпатии-антипатии, наци­ональные установки, обусловливающие межэтническое взаимодействие людей.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представ­ляет собой совокупность различающихся между собой территорий –регионов. Они отличаются друг от друга не только климатическими условиями, но и особенно­стями экономики, мерой урбанизированности, культур­ными особенностями.

Нередко специфична речь жителей – от исполь­зования отдельных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре до существенно от­личающегося от основного языка диалекта. Могут различаться обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ.

Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер. Природно-климатические особенности региона влияют на здоровье человека любого возраста неоднозначно. Так, суровые условия Сибири, с одной стороны, могут способствовать ранне­му закаливанию организма, а с другой – более быст­рому его «износу», особенно, если человек переехал Жить в Сибирь уже взрослым.

Географическое расположение региона и связан­ная с этим мера его обособленности от других частей страны может сказаться на формировании культурно­го и социально-политического изоляционизма у его жителей.

Социально-экономическая и культурная разви­тость региона создает более или менее благоприятные условия для профессионального определения и про­фессиональной мобильности, для социального и куль­турного развития и самореализации населяющих его людей.

Особенности исторического развития региона, национальный состав его жителей могут сказаться на особенностях их характера (считается, например, что сибиряки более предприимчивы, чем жители европейской части России), межэтнических отношениях и сте­реотипах и т. д.

Россия представляет собой совокупность регионов с весьма различными природно-географическими и экономическими условиями, которые не могут не вли­ять на социально-экономическое положение и культур­ное развитие их населения. Соответственно и социали­зация в них имеет существенные различия.

Следующим мезофактором социализации являет­ся тип поселения. Рассмотрим особенности и влияние на социализацию личности города и села.

Город – тип поселения, для которого характерны концентрация большого числа людей и высокая плот­ность населения на ограниченной территории; высо­кая степень разнообразия человеческой деятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения, его высокая пространственная, профессиональная и социальная мо­бильность.

Все эти характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения. Так, по размеру можно выделить города-гиганты (Москва, Санкт-Петербург), большие (Орел, Иркутск), средние (Кострома, Рубцовск), малые (Шуя, Енисейск). Суще­ственны и такие особенности города: промышленный центр (Магнитогорск, Череповец), индустриально-куль­турный (Новосибирск, Самара), порт (Новороссийск, Находка), курорт (Сочи, Пятигорск). Наконец, условия в городах одного типа и величины различаются в зави­симости от места их расположения и возраста.

Социализация в средних и крупных городах осу­ществляется в условиях городского образа жизни, ос­новными характеристиками которого можно считать:

- преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличност­ном общении, высокую меру избирательности в эмоци­ональных привязанностях;

- снижение значимости тер­риториальных общностей, неразвитость соседских связей;

- уменьшение экономического значения семьи и, одновременно, увеличение ее субъективной значимости для человека;

- многообразие культурных стереоти­пов, ценностных ориентации и стилей жизни;

- неустой­чивость социального статуса горожанина, повышение его социальной мобильности;

- ослабление влияния тра­диций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль, значительная роль самоконтро­ля поведения.

Город резко увеличивает мобильность людей. За единицу времени человек в городе получает довольно большой объем впечатлений, различного рода информа­ции. Носителями информации являются архитектура, планировка, транспорт, реклама, поток людей, учрежде­ния, организации, очаги культуры и т. д. Мобильность, которой обладают жители города, делает их потребите­лями любой информации, идущей от этих источников.

Чем больше город, тем в большей мере его населе­ние состоит из различных многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих неиден­тичные ценностные ориентации и стили жизни. Чело­век с детства является членом нескольких организаций и групп. Каждая из них имеет свои особенности, инте­ресы, взгляды, нормы поведения и нормы отношения к окружающему, свой кодекс требований, свои стандар­ты жизни и общения. В то же время знание о наличии других организаций и групп, знакомство с частью из них значительно расширяет общекультурный и соци­альный кругозор человека.

Жизнь городской семьи имеет большие отличия от сельской. С одной стороны, семья – «закрытая систе­ма», ибо горожане меньше общаются с соседями, реже встречаются с родственниками и друзьями. С другой стороны, в городских семьях слабо развита внутрисемейная деятельность. Это проявляется в том, что мно­гие виды деятельности теряют домашнюю специфику, в результате чего снижается доля совместной деятель­ности членов семьи.

Средние и особенно крупные города – средото­чие криминальных структур и групп, а также всех видов девиантного поведения (проституции, нарко­мании, азартных игр и пр.). Это обстоятельство игра­ет большую роль в социализации всех возрастных групп.

Мера благоприятности города для социализации человека от младенчества до старости определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, за­висящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности городской среды различными им­пульсами. Во-вторых, от эстетического уровня импуль­сов, которые способствуют удовлетворению человеком его потребностей и создают у него чувство удовлетво­ренности. В-третьих, от того, какие возможности есть в городе для решения задач интеллектуального, культур­ного, физического развития жителей. В-четвертых, от того, как горожане воспринимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они активно участвуют в принятии таких решений.

Сельские поселения могут быть весьма различными: небольшими деревнями, типичными для российского Севера и Нечерноземья; станицами или большими се­лами Ставрополья, Кубани. Важно и такое обстоятель­ство, как близость деревни или села к городу, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов, связываю­щих их между собой. Имея определенные, весьма суще­ственные различия, все сельские поселения имеют и много общих черт, которые позволяют рассматриватьихкак мезофактор социализации.

Для деревни характерны преимущественно малая плотность населения, небольшое число жителей; малая степень разнообразия видов трудовой и досуговой де­ятельности; плохо развитое общественное обслужива­ние; почти полное отсутствие культурных учреждений.

Сельские поселения являются эффективным фак­тором социализации, поскольку в них достаточно си­лен социальный контроль жизнедеятельности челове­ка со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная диф­ференциация, характерны тесные родственные и со­седские связи.

Особенности социализации сельских жителей свя­заны со спецификой сельского труда: подчиненность труда ритмам и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость работы в домашнем и подсобном хозяйствах; малые возможности для трудо­вой мобильности жителей.

На социализацию влияют особенности семейного уклада. В сельских поселениях преобладают нацио­нально и социально однородные семьи, играющие в жизни своих членов значительно большую роль, чем городские.

Особенности социализации связаны и со специфи­кой социально-психологических процессов в сельском обществе. Для села характерны «открытость» общения, отсутствие анонимности, относительная близость в отношениях, немногочисленность реальных и возмож­ных контактов, что делает общение селян тесным и охватывающим все стороны жизни.

Сельская школа играет более существенную роль в жизни села и своих учеников, чем городская, т. к. если она и не всегда единственный центр культурной жиз­ни, то почти всегда – единственное воспитательное учреждение.

В русле данной проблемы представляют интерес обобщенные социально-психологические портреты личности городского и провинциального школьника, составленные педагогами и психологами на осно­ве сопоставления данных по школам столицы и провин­циального города Бологое Тверской области.

Городской школьник имеет более высокий уровень интеллектуального развития, так как у городских де­тей, особенно московских, более широкий доступ к ин­формационным источникам (телевидеоаудиосистемы, печать, различные учреждения культуры и дополни­тельного образования). Многообразие источников ин­формированности городского ребенка о мире порож­дает порой противоречивость его мировидения.

Во время обучения школьник приобщается к раз­личным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пласт – внутренний мир человека – остается фактически за пределами школьных программ. Школа учит существо­вать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей.

Учитель выступает для ребенка прежде всего носителем определенной суммы знаний, которые надо каким-то образом воспринять, а не субъектом общения, старшим другом, с которым можно поговорить по ду­шам. С потерей значимости воспитательной работы в современной городской школе у детей чаще стали про­являться индивидуалистические, эгоистические тенден­ции, усилилась конфликтность в отношениях с учите­лями.

Ребенок не может самостоятельно справиться с тем объемом информации, который на него обрушивают школа, учреждения культуры, средства массовой ин­формации. Возникает информационная перегрузка при эмоциональной ненасыщенности и как результат – состояние отчуждения.

Разорванность связей Я ребенка с микросоциу­мом – семьей, сверстниками, природной средой – приводит к психическому перенапряжению, эмоцио­нальной неустойчивости и эмоциональным расстрой­ствам. Нередко родители находятся в конфликтных отношениях с ребенком, семейные связи нарушаются, семья не справляется с воспитательными задачами. Стиль семейного воспитания подчас характеризует гиперопека или, наоборот, полное равнодушие. У рас­тущего человека формируется искаженная система ценностей. Вместе с тем, для многих детей семья ока­зывается единственным островком, где их понимают.

У городского школьника возникает больше про­блем со сверстниками, у него не развиты навыки об­щения, нет чувства групповой сплоченности – чувства локтя, уверенности в том, что его поймут и поддержат в трудную минуту. Отсюда высокий уровень агрессии и неприятия другого человека. Школьник не чувству­ет уверенности в своих силах, не понимает, что с ним происходит. В связи с этим снижаются познаватель­ная активность, заинтересованность в открытии ново­го, появляются страх, неуверенность.

Природе, родному краю в картине мира городско­го школьника отводится очень незначительное место, слаба потребность общения с животными и раститель­ным миром, хотя иногда единственной живой душой рядом с ребенком оказывается его собака или кошка, с которыми он общается.

Провинциальный школьник, благодаря традицион­но природосообразному укладу жизни в глубинке, сильным семейным устоям, сохраненным народным тради­циям, ощущает себя включенным в окружающую дей­ствительность и чувствует свою защищенность. Отно­шения ребенка с родителями проникнуты уважением к старшим. Уклад семьи, семейные традиции выступают важным фактором формирования индивидуальности ребенка.

Общение с природой для ученика провинциальной школы – естественная потребность, воспитанная с детства. Природа является неотъемлемой частью внут­реннего мира ребенка, субъектом общения.

Микросоциум ребенка – семья, дом, друзья, род­ная природа – являются ему знакомыми и близкими образами, выступают гарантами устойчивости его внут­реннего мира, который открыт к восприятию новых чувств и впечатлений, знаний и умений. Богатый чув­ственный мир, открытость к восприятию нового, пси­хологическая защищенность, эмоциональная устойчи­вость, уверенность в своих силах являются основой для творческого развития ребенка. Отношение провинци­ального школьника к миру, к людям характеризуют открытость, восприимчивость, дружелюбие.

Сельский ученик воспринимает учителя как стар­шего друга, наставника, с которым можно посоветовать­ся, к которому можно обратиться за помощью. Для учи­теля образ ученика складывается задолго до того, как тот приходит в школу, так как часто они живут на одной улице, в соседних домах.

Для провинциального школьника основными ис­точниками информации о мире являются радио, теле­видение и... школьный учитель, который, как и ученик, испытывает информационный голод. Важным направ­лением деятельности учителя остается воспитательная работа.

Итак, поселенческая среда как единое целое воз­действует на все чувства человека, является фактором социализации личности и ребенка, и взрослого.

Средства массовой коммуникации (СМК) – тех­нические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредото­ченные аудитории.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью и письменностью. В XV веке появилась печатная кни­га, в XVII – газеты и журналы. В XIX веке начался новый революционный этап: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, опера­тивная полиграфия (ксерокс и т.п.), космическая связь.

В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой являются средства массовой коммуни­кации, играющие огромную роль в жизни человека. Причем, на первые места вышли так называемые элек­тронные средства, значительно потеснив письменные.

Современные СМК, особенно телевидение, приоб­ретают планетарный характер, обращаются к много­миллионным аудиториям, создают новый тип культу­ры – аудиовизуальный.

Но средства массовой коммуникации не всемогу­щи. Во-первых, налицо механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщае­мой информации. Как ни много времени проводят люди у голубых экранов, они смотрят не все подряд, кроме того, их реакция на увиденное и услышанное суще­ственно зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семья, сверстники и т. д.).

Во-вто­рых, сама массовость прессы и телевидения делает их в чем-то ограниченными, вызывая быструю стандар­тизацию и, как следствие этого, эмоциональную инф­ляцию форм, в которые облечена сообщаемая инфор­мация, а порой и самих идеологических символов. В-третьих, существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой куль­туры, что отрицательно сказывается на развитии твор­ческих потенций индивидуальности и социальной ак­тивности личности.

Рассматривая СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдель­ный индивид, а сознание и поведение больших соци­альных групп, т.е. массовое сознание и поведение.

Влияние СМК на отдельного индивида имеет опос­редованный характер. Во-первых, оно опосредовано феноменом «двуступенчатого потока информации». Идеи распространяются от СМК к «лидерам мнения», в большинстве своем неформальным, а от них – к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опос­редовано тем, что в массе своей люди имеют тенден­цию пользоваться теми сообщениями массовых комму­никаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками.

Сознательно или нео­сознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не восприни­мают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

Рассмотрим основные функции средств массовой коммуникации.

1. Информативная функция. Благодаря информационному воздействию не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизирован­ные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации (программы ТВ, радио, газеты ит. д.), которые использует человек, создает специфи­ческий для него информационный мир. Он существен­но различается даже у жителей одного города. Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформаль­ного образования, существенно отличающуюся от сис­темы обучения в учебных заведениях.

2. Рекреативная функция. Средства массовой ком­муникации во многом определяют досуговое время­препровождение людей, как групповое, так и индиви­дуальное. Эта функция реализуется по отношению ко всем людям, так как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

3. Релаксационная функция. Она приобретает спе­цифический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах жизни (что приво­дит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, пе­чати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.

4. Нормативная функция. Средства массовой ком­муникации опосредованно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра норм. Эта функция любопытным образом проявляется в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и у конкретных индивидов. Рань­ше этот процесс определялся, как правило, реальными условиями жизни, и обычно потребности либо соответ­ствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации, либо ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни.

И большие группы, и конк­ретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оце­нить возможности их реализации, имеющиеся в обще­стве, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетво­рения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и негативным (активность может приобретать антисоциальный характер).

Особо надо сказать о видео. В России быстро рас­тет количество видеомагнитофонов в семьях. Реперту­ар домашних видеотек составляют, в основном, филь­мы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей довольно эффективно, т. к. у нее практически нет конкуренции со стороны воспи­тательных структур.

Техносфера, рождающая новые компоненты инду­стрии досуга и портативные средства трансляции ин­формации, создает условия для развития человека, в частности, обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объек­тивно она формирует слушателя, зрителя, т. е. потреби­теля. Станет ли он активным субъектом культуры, зави­сит от многих дополнительных условий.

Микрофакторами социализации являются семья, институты воспитания, группы сверстников, микросо­циум, организации (в том числе религиозные).

Семья – важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образова­тельного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью чле­нов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жи­лища, гигиенических особенностей образа жизни. На­конец, демографический – определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни. Если это не сделано или сделано плохо, восполнить потерю чрезвычайно трудно. Позже, особенно в подро­стковом возрасте, родительское внимание заметно ос­лабевает, уступая место другим факторам – школе, сверстникам и т.д.

Институты воспитания – это специально созда­ваемые обществом и государством организации, основ­ной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного соци­ально-профессионального слоя.

Наибольшее число таких институтов создается для воспитания подрастающих поколений:

- общественно-государственные, государственные, религиозные и частные учебно-воспитательные учреждения различ­ного типа (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, колледжи, курсы, вузы и т.д.);

- детские и юношеские общественно-политические и клубные организации (постоянные, сезонные и временные);

- организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды подрас­тающих поколений, индивидуальной и групповой опе­кой и попечительством детей, подростков, юношей;

- уч­реждения для детей, подростков и юношей с психо­соматическими и социальными отклонениями и дефек­тами;

- организации, занимающиеся профилактикой отклоняющегося поведения детей, подростков и юно­шей, их перевоспитанием и реабилитацией.

Институтами воспитания взрослых с некоторой условностью можно считать партии, профсоюзы, раз­личные объединения по профессиям, интересам, по месту жительства, а также социально-культурные, со­циально-педагогические, культурно-спортивные ком­плексы, клубные объединения, учреждения социального призрения и реабилитации и др.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением соци­ально-экономических и культурных потребностей об­щества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих чле­нов, а с другой, создать условия для реализации каж­дым своих возможностей, удовлетворения потребнос­тей и развития способностей и интересов.

В процессе социализации человека институты вос­питания играют двоякую роль. С одной стороны, имен­но в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С дру­гой – они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему харак­теру может не совпадать с целями и нормами, культи­вируемыми в институтах их организаторами.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстника­ми существует в любом возрасте. Уже полугодовалый ребенок отвечает плачем на плач своего ровесника. В год-полтора дети могут улыбаться друг другу, обме­ниваться игрушками. Для более старших дошкольни­ков общение просто необходимо. Ребенок, лишенный такого общения, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основному взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Но как бы ни была велика потребность в общении у детей, по-настоящему пора дружбы и неформальных объединений приходит в подростковом возрасте. Чело­век начинает ощущать себя личностью и задумываться над тем, что такое «Я». Структура «Я» сильно усложня­ется. Помимо «Я» реального возникает представление о «Я» идеальном, отражение своего внутреннего мира, потребность увидеть себя глазами других, иногда под­ражать другим. С этим связано в психологии такое понятие, как референтная группа. Это такая группа, к которой человек не принадлежит, но на которую ориентируется, подражает ее членам; группа, в которую его не берут, но к которой он хотел бы принадлежать.

Потребность подростка быть членом неформальной группы объясняется потребностью:

– в информации. Проблемы, которых не касаются в семье, школе, обсуждаются подростками в группах. В частности, это проблемы отношения между полами. Причем отсутствие такого общения и информации может привести к задержке в психосексуальном раз­витии ребенка;

– в общении, эмоциональном контакте;

– в реализации индивидуальных притязаний, на­пример, на лидерство или, наоборот, на конформное подчинение, слияние с группой.

В силу особенностей своего психологического раз­вития подростку необходимо демонстрировать протест против официальной, общепринятой культуры, норм и ценностей взрослых, что он и делает, приобщаясь к неформальной группе. Кроме того, неформальная груп­па отвечает потребностям юноши в новой информации, в проявлении эмоций и чувств, в реализации личност­ных притязаний на ту или иную социальную роль.

Микросоциум. – это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Определить границы микросоциума не всегда про­сто. В селах, поселках, малых городах эти границы со­впадают с границами конкретного поселения. В сред­них и тем более крупных городах определение границ микросоциума становится проблематичным, обычно именно микрорайон рассматривается здесь как микро­социум.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъек­тивных характеристик самого человека.

Объективные характеристики микросоциума тес­но связаны с уже данными выше характеристиками таких мезофакторов социализации, как этнокультурные и региональные условия и тип поселения. Характери­стика микросоциума – это приложение характеристик названных мезофакторов применительно к конкретно­му селу, поселку, малому городу, микрорайону.

В первую очередь надо иметь в виду простран­ственные характеристики конкретного микросоциума. То или иное село может быть расположено близко или далеко от города, иметь или не иметь налаженное сооб­щение с ним. В городе конкретный микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне – и тоже по-разному быть связанным с другими частями города.

С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: откры­тость-замкнутость, исторически сложившаяся или ин­дустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.

Важной характеристикой социума можно считать его благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств.

Влияние микросоциума на социализацию человека во многом зависит от его культурно-рекреационных возможностей: наличия и качества работы учебно-вос­питательных учреждений, кинотеатров, клубов, спорт­залов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек.

Немаловажной характеристикой микросоциума следует считать демографическую, т.е. состав жителей:

- их этническую принадлежность, однородность или неоднородность;

- социально-профессиональный состав и степень его дифференцированное, особенности половозрастного состава;

- состав семей.

Важнейшей характеристикой микросоциума, с точки зрения направленности его влияния на социа­лизацию, является сложившийся в нем социально-пси­хологический климат. Микроклимат определяется со­отношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, на­личием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населе­ния в жизни микросоциума.

Она может проявляться в участии в органах общественного самоуправления; принятии решений, касающихся благоустройства и организации жизни микросоциума; участии в поддержании порядка, культурно-рекреационной деятельно­сти; взаимопомощи в присмотре за детьми, старика­ми, инвалидами и т. д.

Меры влияния микросоциума на социализацию конкретного человека зависят от степени включеннос­ти этого человека в жизнь микросоциума. В деревне, поселке, малом городе практически все население вклю­чено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном го­родах степень включенности имеет возрастные и со­циально-культурные различия. Если дети, подростки и немалая часть стариков основную часть жизни прово­дят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части населе­ния, наиболее образованное в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Религиозные организации, особенно в последнее время, становятся значительным фактором социализа­ции. В современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимо­сти от страны и конфессии (вероисповедания), в-тре­тьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Это хорошо видно на примере России, где пред­ставлены все четыре великие мировые религии: хрис­тианство, буддизм, мусульманство, иудаизм и многие их разновидности. В последние два десятилетия влия­ние всех конфессий стало возрастать. Особенно значи­тельный его рост отмечен, начиная с середины 80-х годов, что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе.

В молодежной среде эти процессы проявляются в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет ре­лигиозность. Увеличилось число юных верующих, рез­ко возросло число крещений, венчаний, число участни­ков различных религиозных обрядов. Во-вторых, партии христианского и исламского толка среди своих после­дователей имеют немало молодых людей, а в организу­емых ими массовых мероприятиях участвует относи­тельно много подростков и юношей. В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к рели­гии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультати­вов по истории религии и т.д,

В процессе социализации религиозные организа­ции выполняют ряд функций.

1. Ценностно-ориентационная функция проявляет­ся в том, что религиозные организации предлагают своим членам и стремятся сформировать у них опреде­ленную систему верований (веру в Бога, в бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процес­се культовых действий, так и в различных формах ре­лигиозного просвещения.

2. Регулятивная функция заключается в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нор­мам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности орга­низации, а также через различные формы контроля (в од­них конфессиях более жесткого, в других – менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

3. Коммуникативная функция реализуется в созда­нии условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих догматам и (или) вероучительным принципам конкретной религии.

4. Милосердная функция религиозных организа­ций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, бла­годаря чему члены организации приобретают специ­фический опыт.

5. Компенсаторная (утешительная) функция про­является в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

6. Воспитательная функция заключается в религи­озно-нравственном воспитании человека.

В последующих главах будут подробнее рассмот­рены такие микрофакторы социализации, как семья, школа, группа сверстников.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравнить различные определения социализации. Выделить то общее, что их объединяет.

2. Охарактеризовать человека как объекта, субъекта и жертву социализации.

3. Назвать основные факторы социализации.

4. Показать, как современные социальные процессы, происходящие в обществе и государстве, влияют на развивающуюся личность.

5. Выделить позитивные и негативные аспекты влияния мезофакторов социализации на человека.

6. Дать сравнительный анализ села и города как фак­торов социализации детей и подростков.

7. Проанализировать влияние современных средств массовой коммуникации на социализацию подрастаю­щего поколения. Показать позитивные и негативные .аспекты этого влияния.

8. Назвать микрофакторы и показать их влияние на социализацию личности.


Сейчас читают про: