Социальные проблемы современной семьи

Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15–20%. Ста­бильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет.

Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических реформ.

Происходящие в экономике изменения при­вели к социально-демографическим последствиям, ко­торые, по мнению Н.М. Римашевской, обусловле­ны следующими факторами:

– эффект депопуляции, выразившийся в естествен­ной убыли населения; высокие темпы роста смерт­ности, «сверхсмертность» мужчин, особенно от не­естественных причин, имеющих непосредственно со­циальный характер (алкогольные отравления, суицид, убийство);

– снижение ожидаемой продолжительности пред­стоящей жизни населения до уровня, имевшего место в первой половине 60-х годов: 66 лет для населения в среднем и 59 лет для мужчин;

– наличие около 3 млн беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в России на легальной и нелегальной основе;

– рост безработицы: наличие 1,5 млн зарегистри­рованных безработных и 5–7 млн оказавшихся на по­ложении скрытых безработных;

– двукратное падение реальной заработной пла­ты, реальных доходов и социальных выплат в результа­те инфляции;

экспроприация имевшихся у населения денеж­ных сбережений, предназначенных для удовлетворе­ния неотложных нужд;

– снижение общего стандарта текущего потреб­ления до уровня начала 70-х годов, т. е. возврат на 20 лет назад;

– чудовищное социально-экономическое рассло­ение общества, когда на одном полюсе находятся 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом – 10% выигравших от проводимых экономических преобра­зований, включая слой в 3–5% очень богатых людей; размывание основы среднего класса;

– безысходность решения жилищной проблемы для одной пятой части населения в условиях роста имущественного (в том числе жилищного) неравенства и вздувания цен на рынке жилья;

– резкое снижение физического и психического здоровья населения, особенно детей, интенсивный рост инфекционных заболеваний и инвалидизации обще­ства; развал системы здравоохранения;

– падение качества трудового потенциала, его деквалификация и депрофессионализация при сниже­нии потенциала образовательной системы;

– криминализация и люмпенизация значительной части общества, особенно молодежи;

– постоянный дефицит государственного бюдже­та и невозможность социальной защиты семей, нахо­дящихся в экстремальном положении.

Именно на семье прежде всего отражаются ин­фляция, сокращение темпов производства, рост непла­тежей, невыплата заработной платы, женская безрабо­тица. Семья стала социальной жертвой экономических реформ. Политическая нестабильность также ограни­чивает функции семьи как социального института.

Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд. на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже на передвижение (из-за непомер­ных транспортных расходов), не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов).

Сегодня нет российской семьи как таковой. Есть семьи бедные, богатые, среднего достатка и нищие семьи, стоящие на грани выживания. Рыночная идео­логия, которая поддерживается средствами массовой информации, содержит в себе проповедь культа наси­лия и жестокости, аморальности, эгоизма и эгоцентриз­ма. Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад.

В качестве наиболее актуальных проблем современ­ной семьи можно назвать следующие:

1. Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести коопера­тивную квартиру (конечно, с помощью родителей), по­лучить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной – в крупных городах за первые пять лет брака отдельно от родителей начинали жить 2/3 семей,– то с переходом к формированию рынка жилья приобрес­ти его самостоятельно, с помощью родителей или пред­приятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Строительство дешевого муниципально­го жилья, за счет чего во многих странах мира разре­шается эта действительно сложная проблема, ведется вяло. Долговременные жилищные кредиты в условиях галопирующей инфляции нереальны. Эта проблема относится к числу инерционных, учитывая как общее отставание нашей страны по средним показателям жилплощади, так и неуклонное обветшание жилого фонда при плохой эксплуатации.

Можно с большой долей вероятности предсказать обострение жилищного вопроса в связи с потенциаль­ной потерей малоимущими гражданами своих прива­тизированных квартир, особенно в престижных, цент­ральных районах. Развитие предпринимательского кредитования под залог жилья, без сомнения, ускорит этот процесс. Не улучшат ситуации и потоки вынуж­денных экономическим и политическим давлением миграций. Поэтому снижение количества вступающих в брак вполне естественно.

Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семей­ных конфликтов. Чем хуже жилищные условия, тем труднее найти приемлемый вариант разрешения кон­фликта (хотя, впрочем, обратной корреляции не суще­ствует: улучшение жилищных и материальных условий вовсе не ведет к укреплению семьи). Бездомность, не­обходимость обращаться в приюты, судя по опыту дру­гих стран, способны вызвать массовый кризис в семей­ных отношениях.

2. Финансово-экономическая проблема. Финансо­во-экономические трудности, переживаемые всем на­селением, особенно сказываются на малоимущих, мно­годетных семьях, на семьях с детьми. Изнашивание одежды и обуви, выход из строя сложной бытовой тех­ники, которая так привычно вошла в нашу жизнь, нео­братимо снижает стандарты потребления почти всех семей. Если 2/3 семейного бюджета тратится на пита­ние, то приобретение предметов длительного пользо­вания становится невозможным.

Месяцы и годы, которые молодая мама проводит, ухаживая за ребенком, автоматически переводят боль­шинство молодых семей в разряд малообеспеченных. Еще труднее, болезненнее решаются проблемы, если.ребенок рождается у одинокой матери или семья рас­падается вскоре после его рождения.

Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся средства не всегда используются рацио­нально. Так, выдача денег матерям, дети которых не посещают детские учреждения, ложится бременем на бюджет, но не решает социальных проблем матерей. Средства, потраченные на поддержание сети детских дошкольных учреждений, на защиту рабочих мест, принесли бы гораздо больше пользы, чем раздача посо­бий. Кроме того, централизованных бюджетных средств недостаточно, поэтому очень важна деятельность мест­ных органов власти, которые изыскивают за счет внут­ренних ресурсов возможность оказать помощь семь­ям, проживающим на их территории.

3. Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность жен­щин, т. е. их участие в общественном труде и преимуще­ственное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи – это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно. Почти пол­ное вовлечение женщин в общественный труд было вызвано потребностями экстенсивного развития эконо­мики, но в то же время оно отвечало характерной для XX века потребности женщин в самоутверждении, са­мореализации во внесемейной сфере. Всемирный харак­тер этого процесса подтверждается все более широким распространением типа «бикарьерной» семьи, в кото­рой оба партнера ориентированы на успех.

Если проанализировать стремление женщин рабо­тать, то в нем можно найти следующие составляющие. Во-первых, экономическая вынужденность, когда зара­ботка мужа не хватает, а тем более, если женщина – единственный кормилец семьи. Это, кстати, делало почти безнадежной проводившуюся при государствен­ном регулировании экономики борьбу за освобождение женщин от работы в тяжелых и вредных условиях, в ночную смену, под землей, на плавбазах и т. д. Вынуж­денные содержать семью, женщины предпочитали эти вредные условия, которые сопровождались доплатой за вредность.

Второй фактор, заставляющий женщин держаться за работу – социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне своем или своего общества. Безработица, потрясения, аварии и воору­женные конфликты делают жизнь каждого человека как никогда подверженной многочисленным случайно­стям. Опасения остаться вдовой с детьми на руках дви­жет женщиной, а усугубляет это опасение общая не­стабильность семьи, когда на три брака в крупных городах – два развода.

Не отрицая важности этих страховочных факторов, нельзя забывать и того, что работа для женщины – это место, где можно проявить свои способности, это и сфера общения, в которой к женщине относятся неред­ко с большим почтением, чем дома. Исследования зару­бежных специалистов по менеджменту показывают, что среди факторов, по которым люди ценят свою жизнь, важное место занимает принадлежность определенно­му трудовому коллективу, признание этого коллектива, возможность взаимодействовать и неформально об­щаться с его членами. Для наших женщин в структуре их жизненных ценностей работа занимает одно из ве­дущих мест.

Но наряду с добровольной или вынужденной на­грузкой в общественном труде, существует обусловлен­ная, с одной стороны, патриархальными традициями, с другой стороны, недоразвитостью промышленного об­служивания нашего быта, несправедливая структура распределения служебных обязанностей, в которой время, затрачиваемое женщиной на бытовые нужды, сравнимо с недельным бюджетом рабочего времени.

Однако рынок дал женщине возможность целиком сосредоточиться на семье. В точном соответствии с прогнозами женщина стала жертвой своих семейно-материнских обязанностей и, как невыгодная из-за своих связанных с деторождением льгот, отпусков и т.д., первой становится клиентом биржи труда, где свыше 80% составляют женщины. Впрочем трудно пред­положить, что женская безработица – это путь разре­шения проблемы двойной женской занятости. Общеизвестно отрицательное воздействие безработицыназдоровье и социально-психическое самочувствие лю­дей. В идеале женщина должна иметь право выбирать программу развития по линии карьерного самоосуществления, либо по линии чисто семейных обязанностей, либо того и другого одновременно. А общество должно создавать ей возможности для продвижения и для со­четания семейных и деловых обязанностей.

4. Проблема планирования семьи. В течение тыся­челетий биологическая продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и ус­тановками, определяла количество детей в семье. В ус­ловиях войн, эпидемий, ужасающей детской смертно­сти это было социально-экономически оправдано, т.к. выживали немногие. Экстенсивный рост населения поглощался новыми землями или даже новыми мате­риками – шел процесс всемирной межконтиненталь­ной миграции. Кроме того, дети были страховочным фактором, обеспечивающим «призрение», прокормле­ние родителей под старость.

Сегодня социально-экономические условия карди­нально изменились, и установка на многодетность ухо­дит в прошлое. Многодетные семьи встречаются чаще в сельской местности, они связаны с какими-то нацио­нальными или религиозными особенностями. В городах многодетные семьи чаще характерны для родителей с невысоким уровнем образования и неквалифицирован­ными специальностями. Бывают, конечно, исключения, но тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчивой. Обострившиеся трудности последних лет нашей жизни превратили эту общемиро­вую тенденцию, характерную для развитых стран, в стремительное снижение рождаемости.

Демографическая депрессия характеризуется чрез­вычайно большими показателями: до 30% в год, что приводит к депопуляции, т.е. превышению смертнос­ти над рождаемостью, и будет сказываться демографи­ческой волной в малочисленности работоспособного поколения, малочисленности брачных пар, малочислен­ности тех детей, которых они родят, и внуков, которые появятся у тех детей.

Но, помимо всего прочего, и нормальный процесс сокращения рождаемости, и демографическая депрес­сия напоминают о том, что регулирование количества родившихся детей проводится самым недостойным цивилизованного общества способом: по количеству абортов Россия занимает первое место в мире. Эта медицинская манипуляция может обернуться ослож­нением или гибелью женщины даже в медицинских условиях, в то время, как по оценкам экспертов, не менее трети абортов – внебольничные. К тому же, это перспектива последующего бесплодия, лишающего женщину возможности в дальнейшем иметь детей, тя­желое морально-психологическое потрясение для жен­щины, связанное с внутренним кризисом и внешним осуждением ее действий; возможность появления на свет нежеланных, нелюбимых детей, которые могут быть подброшены матерью, оставлены «под расписку» в роддоме. Но даже если такой ребенок остается в се­мье, если мать смирится с его появлением и начнет любить свое дитя, те месяцы внутриутробного разви­тия, когда развивающийся человечек ощущал эмоцио­нальную волну враждебности со стороны матери, не пройдут для него без последствий.

Между тем в этой важной и деликатной проблеме человечество выработало целый комплекс мер, которые позволяют супругам (прежде всего женщине) самим решать, когда и сколько детей они хотят иметь. Осво­бождение женщины от принуждения к деторождению, обеспечение рождения на свет только желанных де­тей – одно из наиболее гуманистических достижений нашего далеко не гуманного века. В том, что наши се­мьи остались в стороне от этого достижения, имеется комплекс причин культурных, с одной стороны, эконо­мических и материальных, с другой. Общество очень долго не осознавало свою ответственность в этом воп­росе, внимание правящих структур, науки, здравоохранения к этому привлечено не было.

В общественном мнении утвердилось грубопренебрежительное отноше­ние к проблеме, женщина чуть ли не объявлялась вино­ватой в том, что обладает способностью деторождения. Не только широкие слои населения, но и медики оказа­лись некомпетентными в вопросах контрацептивной культуры. С другой стороны, подобная идеологическая и психологическая установка привела к тому, что меди­цинская промышленность отстала в производстве со­временных контрацептивов; средства на приобретение их за границей недостаточны, а умение пользоваться ими отсутствует. Естественно, что исправить ситуацию можно, если начать с изменения идеологической уста­новки, с осознания, что обеспечение возможностей для планирования семьи – одна из первейших предпосы­лок для формирования цивилизованного общества.

Из глобальной проблемы (планирование семьи) вытекает ряд других. Среди них: проблема нежелан­ных детей, которая является не только нравственно-психологической, но и социальной проблемой. Такие дети – первые кандидаты на роль «социальных сирот», обитателей детских домов, да и, оставшись в семье, они несут на себе груз эмоциональной отверженности, ста­новятся жертвой семейной жестокости или равнодушия.

Особый разговор о рождении детей у несовершен­нолетних матерей. Процесс акселерации ускорил гор­мональное и физическое созревание подростков, в то время как длительная и заботливая опека семьи приводит к далеко не раннему духовному созреванию. «Омо­ложение» половых отношений – факт, по поводу ко­торого можно сокрушаться, но спорить с ним не приходится. С социальной точки зрения, девочка-мать испытывает огромные сложности: ее статус настолько необычен, что порождает множество проблем. Родите­ли, окружение, школа нередко реагируют совершенно неадекватно – вплоть до изгнания юной грешницы из дома и т. д. Между тем социальная и моральная ситуа­ция будет делать все более частыми как проституцию несовершеннолетних, так и случайные половые контак­ты. Поэтому делом первостепенной важности для со­циального педагога следует считать возможно более широкое распространение медико-социальных знаний и всемерную пропаганду современных безопасных средств контрацепции, а также оказание социально-психологической помощи подросткам и их родителям.

5. Еще одна малоисследованная проблема – внутрисемейная жестокость. Большинство убийств в на­шей стране (не считая жертв военных и межнацио­нальных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обраще­ния родителей. Растет число социальных сирот – т. е. детей, попавших на попечение государства при жи­вых родителях или хотя бы одном из них.

В современных условиях теоретически можно про­гнозировать рост внутрисемейной агрессии. Немило­сердное общество бьет семью. Немилосердная семья бьет слабых своих членов. По зарубежным данным, такое насилие увеличивается в периоды социальных обострений. Жертвами его, как правило, становятся женщины (95% случаев) и дети (около 70% случаев).

Осознанные миром проблемы инициируют серь­езные исследовательские и технологические програм­мы, направленные на предупреждение семейной аг­рессии и помощь ее жертвам. Создаются временные приюты для жертв жестокого обращения со стороны мужей, избиваемым оказывается юридическая помощь. Но практика показывает, что женщине не так просто покинуть жестокого супруга – здесь и неодобритель­ная реакция общественного мнения, и финансовая за­висимость от мужа, и опасение за будущность свою и детей. В нашем обществе существуют все эти факторы, усугубляющиеся еще несколькими обстоятельствами. Общественность, правоохранительные органы крайне неохотно занимаются внутрисемейным насилием. Спе­циальные приюты, социальные гостиницы для таких жертв только начинают функционировать, причем их деятельность невероятно осложняется финансовыми факторами, трудностями с выделением помещения и т.д.

Перечень проблем современной семьи можно было бы продолжить. В практике социально-педагогической работы с семьей важно выделить как общие социальные проблемы, характерные для большинства семей данно­го общества, так и частные проблемы конкретной се­мьи. Следует, однако, помнить, что не социальный пе­дагог разрешает семейные проблемы клиентов, а семья, с помощью социального педагога, осознает свои про­блемы и находит в себе силы разрешать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: