Тема 9. Общая теория искусства

Гносеология искусства. Проницаемость границ между символикой художественных образов и образов действительности. Теория мимезиса и природа художественной выразительности. Роль объективного и субъективного в создании символико-метафорического словаря искусства. Соотношение «синтаксиса действительности» и «синтаксиса искусства» в разных культурных эпохах. Семиотика о знаковой природе художественного образа.

Онтология искусства. Онтологический статус произведения искусства. Понятие внешней и внутренней формы. Соотнесенность художественной символики с сущностными основами бытия. Роль интенции текста и интенции автора в процессе продуктивного бытия произведения искусства. Предпосылки онтологического богатства произведения искусства как открытой системы.

Универсалии в искусстве. Культурное бытие мифа и его воздействие на способы художественного мышления. Естественное мифотворчество и периоды «исторической принудительности» мифа в истории искусства. Историчсекий словарь мифов и кочующие художественные сюжеты. Содержательная и формальная стороны архетипа. Бинарные оппозиции в сфере художественного фантазирования. Дионисийское и апполоновское начала, пластичность и живописность как универсалии художественного сознания. Роль художественного стиля и жанра в образовании межэпохальных поэтических форм.

Тема 10. Социология искусства.

Искусство и цивилизация. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Противоречия между цивилизацией и культурой как пружина исторической эволюции искусства. М. Вебер: размежевание общественных и индивидуальных ценностей – причина кризиса художественной коммуникации. Роль искусства как духовно-оппозиционного начала в социлогической теории А. Швейцера. А.Тойнби о «продуктивной напряженности» между цивилизацией и искусством.

Социальные функции искусства. Состав художественной культуры общества. Поиск эквивалентов между социальным и художественным в отечественной социологии 20-х гг. Взаимодействие внутрихудожественных и социальных факторов в развитии искусства. Т. Адорно об иллюзорных и реальных социальных функциях искусства в ХХ в. Социально-художественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: