| Название метода | Суть метода | Кол-во участ- ников в группе | Наличие модера- тора (веду- щего) | Области применения | Дополнительная информация |
| Фокус-группы | Групповое фокусированное полустандарти- зированное интервью в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию. | 6-12 чел. | есть | Получение предварительной информации по интересующей теме. Выработка исследовательских гипотез. Изучение восприятия определенных объектов. Стимулирование новых идей и творческих концепций. | Используемый в фокус-группах метод групповой дискуссии лежит в основе практически всех групповых методов социальной психологии |
| Peer-группы | Переходный метод от индивидуальных интервью к групповым | 2-4 чел. | есть | аналогично | Создают возможность получения более детальной информации от каждого участника |
| Номинальные группы | Вариант 1. Результаты индивидуальных интервью одних участников обсуждаются другими участниками. Вариант 2. Участники собираются в единую группу, но отвечают на вопросы по одному, без непосредственного взаимодействия друг с другом. | до 12 чел. | есть | Получение предварительной информации по интересующей теме. Выработка исследовательских гипотез. Изучение восприятия определенных объектов. Стимулирование новых идей и творческих концепций. | Чаще всего используются в тех случаях, когда нельзя собрать вместе интересующую группу (известных политиков, ученых, чиновников, специалистов и т.п.) |
| Десантные группы | Проведение групповых обсуждений в реальной обстановке | 6-12 чел. | есть | аналогично | Используются для создания обстановки, близкой к действительности |
| Брэйнсторминг | Метод группового коллективного продуцирования новых идей. При этом процесс выдвижения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора | от 3 чел. | необяза-тельно | Самые разнообразные: от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в определенных ситуациях | Процедура проводится в два этапа: 1. выдвижение идеи; 2. оценка идей. Этап 2 лучше проводить через несколько дней |
| Синектические группы | Дискуссию начинают синекторы, стараясь представить различные точки зрения по поводу темы беседы. Постепенно включаются остальные. В ходе дискуссии вырабатывается групповое решение | более 10 чел. | 4-5 синек-торов | Анализ характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной стратегии, создание рекламных конструктов | Специальные техники: “личные аналогии”, “заглавие книги”, “примерное отступление” и др. |
| Дельфи-группы | Выдвижение идей о будущем с целью прогноза, основанных на коллективном мнении экспертов.Суммирование прогнозов в статистической форме. Определение ключевых положений. Передача материалов для следующего обсуждения. | нет | Разработка прогнозов в социально-экономической и политической сферах | Процедура повторяется либо до достижения единой точки зрения, либо до отсутствия дальнейших изменений в индивидуальных прогнозах | |
| Группы конфликта | Специально комплектуются таким образом, чтобы спровоцировать столкновение различных мнений | 6-12 чел. | есть | Сопоставление различных стилей жизни, взглядов, мнений. Выработка новых идей. | При наборе участников в отличие от фокус-групп отсутствует принцип гомогенности |
| Группы обсуждения без лидера | Групповое обсуждение проблемы без участия ведущего | 6-10 чел. | нет | Получение предварительной информации по интересующей теме. Выработка исследовательских гипотез. Изучение восприятия определенных объектов. Стимулирование новых идей и творческих концепций. | При проведении таких групп участникам могут даваться как общие, недетализированные, так и очень подробные инструкции |
| Адаптационные группы | Ориентированы на определение того, в какой мере употребление товаров определяется их социальной или потребительской ценностью | 6-12 чел. | есть | Для определения факторов отношения к тому или иному товару, явлению | Наиболее часто применяется для изучения феномена престижного потребления |
| Расширенные креативные группы (ECG) | Выполнение группой различных проективных заданий с их последующим обсуждением. | 6-10 чел. | есть | Анализ характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной стратегии, создание рекламных конструктов | Проективные техники: интуитивные ассоциации, рисуночные техники, коллажи, ролевые игры, психогеометрические и цветовые тесты, антропоморфные методики |






