Факторы влияния на групповую динамику

1). Внутриличностные переменные: демографические, физиологические и личностные характеристики участников фокус-группы.

Требования, связанные с полом респондентов.

  1. Обязательное соблюдение принципа половой сегрегации с респондентами моложе 25 лет.
  2. В смешанных группах не обсуждаются предметы, связанные с интимной или сексуальной жизнью.
  3. При проведении смешанных групп следует строго соблюдать принцип гомогенности по возрасту и уровню образования.
  4. Принцип половой сегрегации следует строже соблюдать среди менее образованных слоев населения.
  5. В группах профессионалов признак пола не оказывает влияния на ход обсуждения.

Требования, связанные с возрастом респондентов.

  1. Необходимо всегда обращать внимание на то, что возраст скоррелирован с определенными социальными характеристиками (наличие детей, трудоспособный возраст, пенсионный возраст, семейное положение и т.п.).
  2. В группах до 20 лет возрастная разница между участниками дискуссий не должна превышать 2-х лет, среди детей и подростков (до 12 лет) - одного года.
  3. Группа от 17 до 25 лет (“молодежь”) обычно плохо вписывается в дискуссии, в которой принимают участие люди старшего возраста. В этой группе особенно существенны социальные характеристики (респондент учится или работает, имеет или не имеет семью. имеет или не имеет детей и т.п.), поэтому при отборе участников упор рекомендуется делать на них.
  4. Группу от 25 до 55 лет (“население трудоспособного возраста”) либо разбивают на две подгруппы (от 25 до 40 лет и от 40 до 55 лет)), либо составляют “среднюю” группу (от 30 до 50 лет и т.п.).
  1. Группа старше 55 лет (“пенсионеры”), как и в случае с “молодежью”, здесь очень существенные социальные характеристики. группа не легко взаимодействует с другими возрастами.

Требования, связанные с образованием и социальным статусом респондентов.

В целях повышения качества дискуссии, получения широкого спектра различных мнений рекомендуется подбирать участников с одинаковым уровнем образования и социально-экономическим статусом.

Личностные характеристики.

Блоки личностных черт, значимых с точки зрения группового общения (по М.Шоу):

  1. Межличностная ориентация
  2. Социальная сензитивность.
  3. Стремление к власти.
  4. Надежность.
  5. Эмоциональная стабильность.

2). Межличностные переменные.

Сплоченность группы.

Групповая совместимость.

Социальная власть.

3). Экологические переменные.

Территориальность.

Личное пространство.

Организация пространства.

2.5. Отбор участников фокус-групп.

Основные стратегии формирования групп респондентов:

  1. Охват широких целевых групп.
  2. Охват активных потребителей.
  3. Охват потенциальных потребителей.

Основные техники отбора респондентов:

  1. Случайный отбор.
  2. Включение фильтрующих вопросов в анкету.
  3. Метод "снежного кома".
  4. Использование готовых списков.
  5. Формирование специальной выборки.
  6. Отбор в местах потенциального скопления респондентов.

Ограничения на участие в фокус-группах:

  1. Лица, знакомые с процедурой фокус-групп, принимавшие в них участие ранее.
  2. Лица, знакомые друг с другом или с модератором.
  3. Лица, профессионально знакомые с предметом обсуждения.
  4. Лица, связанные с маркетинговыми исследованиями и рекламой.

Планирование и организация фокус-групп.

3.1. Планирование фокус-группы. Определение цели, объекта и предмета исследования. Определение числа фокус-групп. Выбор техники рекрутмента участников фокус-группы. Формализованные и неформализованные фокус-группы.

3.2. Подготовка топик-гайда. Выбор тем для обсуждения. Типология вопросов топик-гайда.

3.3. Выбор места и времени проведения фокус-группы. Обеспечение явки участников фокус-групп. Техническое обеспечение фокус-групп: видео- и аудиозапись, организация наблюдения за фокус-группой.

Список обязательной литературы:

  1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 9-123, 137-144.
  2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 37-46, 56-59.

Список дополнительной литературы:

  1. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология 4М, 1995, N 5-6, С. 28-48.
  2. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал, 1994, N 3, С.
  3. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 44-61, 69-71.

Планирование фокус-группы

Определение целей исследования

 Перед разработкой целей ФГ необходимо “ глубинное интервью с заказчиком ”. Его основные вопросы:

Какую проблему хочет решить заказчик?

Какими средствами он для этого располагает?

Какая информация ему нужна для решения своей проблемы?

 Результат этапа постановки целей - программа исследования:

  1. Цели исследования. (Краткая характеристика проблемы - предмета фокус-группового исследования, основные задачи исследования, краткое описание той информации, которую получит заказчик).
  2. Описание целевых групп - объекта фокус-группового исследования.
  3. Масштабы исследования (число групп, стоимость работ).

Определение числа фокус-групп.

В теории N групп = N групп, необходимых для изучения одной гомогенной совокупности Х N совокупностей, интересующих заказчика. На практике - от 3 до 10.

Подготовка топик-гайда.

Общие требования к топик-гайду:

  1. Установление контекстуальных рамок дискуссии, определение круга вопросов, напрямую или косвенным образом связанных с главной темой обсуждения.
  2. Отсутствие языкового барьера между исследователем и респондентом.
  3. Соблюдение двухуровневого принципа (общие темы и конкретные вопросы), позволяющего в случае необходимости не нарушать ход дискуссии, сохраняя ее главную направленность.
  4. Порядок вопросов должен быть: от более общих к специфическим; от более важных к менее важным.

Варианты последовательности вопросов в топик-гайдах:

  1. Принцип воронки
  2. Принцип перевернутой воронки
  3. Принцип пятиступенчатой последовательности
  4. Принцип “тоннеля”

Типология вопросов топик-гайда.

  1. По степени важности:

- основные;

- направляющие (“почему”);

- проверочные или уточняющие;

- вопросы в безличностной абстрактной формулировке;

- фактологические;

- непосредственно не связанные с дискуссией (для организации работы группы).

  1. По степени структурированности:

- неструктурированный;

- полуструктурированный: а) структурированный по ответу, свободный по стимулу; б) свободный по ответу, структурированный по стимулу;

- структурированный.

  1. По последовательности их появления: ознакомительные; вводные; переходные; основные; заключительные.
  2. Первичные и вторичные.
  3. Направляющие и нейтральные.

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ФОКУС-ГРУППЫ (подробный вариант)

Внимание модератор! Перед началом фокус-группы раздайте участникам анкеты, ручки, бейджики с именами. Попросите участников ответить на вопросы №1,2.

 Обсуждение потребления молока (15 минут).

Внимание модератор! Это вводная часть беседы, во время которой вы должны наладить контакт с участниками фокус-группы, постараться вовлечь всех в разговор, определить для себя более и менее активных участников.

  1. Напишите, пожалуйста, какие ассоциации, характеристики приходят вам в голову, когда говорят “хорошее молоко”. Укажите не более трех характеристик, ассоциаций (в анкете вопрос №3).
  2. Напишите, пожалуйста, первое название, марку или производителя молока, которое приходит вам в голову (в анкете вопрос №4).
  3. Напишите, пожалуйста, как часто вы употребляли молоко в течение последнего месяца (в анкете вопрос №5).
  4. Напишите, сколько, приблизительно молока вы употребляете в неделю за последнее время? (в анкете вопрос №6.)
  5. Давайте обсудим...

- как вы выбираете то или иное молоко, какие качества молока являются решающими при принятии решения о его покупке;

- насколько вы удовлетворены тем молоком, которое покупаете, каких характеристик, качеств или свойств не хватает маркам молока, представленным сегодня на рынке.

 ТЕСТИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ПРОДУКТА (15 минут)

Внимание модератор! Расставьте на столе упаковки молока и разложите листы с описаниями концепций молока и “талоны”. Объясните суть концепции каждой марки молока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: