1.Современная система искусств – виды, роды, жанры
2.Принципы классификации искусства
3.Пространственные и временные искусства
4.Изобразительные и неизобразительные искусства
5.Простые искусства
6.Синтетические искусства
1. Современная система искусств – виды, роды, жанры
Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Каждый человек сталкивается с многообразием художественных форм. Мир искусства – мир многообразия не только единичных художественных произведений, но и некоторых более общих образований, таких, как вид и род искусства, жанр. Всем знакомы традиционные виды искусства – литература, музыка, танец, изобразительное искусство, архитектура, театр и кино. В повседневной практике большинство из нас сталкивалось с произведениями декоративно-прикладного искусства. Мы посещаем цирк, смотрим телевизор, и это тоже самостоятельные виды искусства, хотя телевидение не является исключительно художественной деятельностью. Сама система видов искусств очень подвижна. Новые виды искусства возникают благодаря развитию техники. Так, Дагер в XIX веке изобрел способ фиксации изображения, сами изображения назывались дагерротипами. Из дагерротипов родилась фотография. Первое время фотография очень хотела «дотянуться» до изобразительного искусства. Отсюда – и ретушь, и рисованные задники, на фоне которых фотографировались семейства и отдельные заказчики. Новая практика только тогда становится практикой художественной, когда в ней обнаруживаются свои собственные способы конструирования реальности, то, что в дальнейшем, мы будем называть, языком отдельного вида искусства. (Вспомните, о языке искусства речь шла на лекции по художественной форме).
Морфология искусства занимается анализом огромного разнообразия языков искусств, результатами их синтеза, исследует ограниченность возможностей того или иного вида искусства Видовое разнообразие искусства постоянно помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между видами искусств, они как раз более менее очевидны. Под видом искусства мы понимаем исторически сложившиеся способы художественного освоения мира, основанные на единстве изобразительно-выразительных средств. Так, когда мы говорим об изобразительном искусстве как виде, при всем различии живописи и графики, мы понимаем, что эти искусства едины, так как их способ освоения мира связан с заполнением плоскости. Как бы не был велик соблазн противопоставить точность графического изображения, подробности живописного портрета абстрактному пятну, в формальном отношении, в том и другом случае мы имеем дело с изобразительным искусством, с заполненной поверхностью. То же самое происходит и с музыкой, доминантной которой оказывается звук и исходящие из его возможностей способы освоения мира. Но искусство, кроме видов, представлено и другими общностями – родами и жанрами. Говоря о литературе как виде искусства, мы понимаем, что она (литература) разная не только по содержанию, но и по объему осваиваемого материала, и по способу организации текста. Так, в литературе выделяют три рода – эпос, лирику и драму. Это разделение идет от Аристотеля, чья «Поэтика», написанная почти 25 веков назад, до сих пор – «работающая», актуальная книга. Главное отличие эпоса от лирики заключается в характере освоения мира: большое историческое пространство и время воспроизводятся и конструируются в эпосе, индивидуальная, частная жизнь важна для лирики. В эпической литературе предстает история народов, стран, политических режимов, войн и побед, даже сами названия эпических произведений говорят о многом. К примеру, «Илиада» Гомера, «Война и мир» Льва Толстого, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Литература, как известно, подразделяется на прозу и поэзию, это разделение идет по другим основаниям, по разным способам связи между языковыми элементами. Любой художественный текст строится по определенным законам, выступающим в виде ограничений, но поэтический текст подчиняется гораздо большим ограничениям, нежели прозаический. Собственно ограничения и делают литературу видом искусства, поэтому поэзия старше прозы. Об этом много писал исследователь поэтического текста Ю.М. Лотман, обращая внимание на то, что поэтический текст подчиняется всем правилам языка, но на него накладываются новые, дополнительные по отношению к языку, ограничения: требование соблюдать определенные метро-ритмические нормы, организованность на фонологическом, рифмовом, лексическом и идейно-композиционном уровнях. Все это делает поэтический текст значительно более «несвободным», чем обычная разговорная речь. Такое же родовое многообразие мы находим, к примеру, в театре. Говоря о театре как виде искусства, мы понимаем, что есть музыкальный, драматический, кукольный, данс-театр. А музыкальный театр, в свою очередь, это и опера, и балет, и оперетта. Таким образом, род выступает индикатором своеобразия художественной структуры.
Искусство – это не только видовая и родовая системы, но и жанровая. При определении жанра мы, в первую очередь, делаем акцент на избирательность в рамках вида искусства. Понятия «жанр» и его «память» мы касались в лекции о художественной форме. Жанр – указывает и на содержательный план искусства (объем материала, предметная избирательность, особая оценочность), и на структурно-формальный (языковые ограничения, идущие от особенностей вида искусства). Но не будем больше злоупотреблять примерами. Попытаемся понять, почему искусство так неоднородно? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить предыдущие темы, в которых говорилось о предмете искусства и особенностях языка искусства.
Предмет искусства как исторически меняющееся поле действительности, взятой в духовно-ценностном значении, изменчив, но именно в нем всегда отражается глобальная, двуединая задача искусства: освоить сам мир и показать авторское отношение к миру. Способы освоения (технологии) у искусства ограничены. Общий для всех видов искусств художественно-образный способ работы с миром, становится конкретным, опираясь на формальные возможности того или иного вида искусства. Первым, решающим «ограничителем» возможностей искусства является физический материал. Все материалы подразделяются на естественные и искусственные. К естественным материалам относятся краски, камень, человеческое тело с его пластикой, голосом, интонациями. Благодаря искусственному материалу – целлулоидной пленке – появился кинематограф. Понятно, что все эти материалы обладают разным сопротивлением времени, по-разному «готовы» к обработке. Материал в видовом разнообразии искусства играет «роковую» роль. Театр – один из самых недолговечных видов искусств (не в смысле его истории), а по способу существования отдельных произведений, ибо материалом его выступает актер, судьба которого «у времени в плену». Мы знаем, что после ухода из жизни актера, зачастую снимались и спектакли. Так было у Юрия Любимова, когда ушел из жизни В. Высоцкий.
Слово как материал литературы делает этот вид искусства уникальным по отношению к другим, т. к. только материалом литературы мы пользуемся в повседневной жизни. Звук как материал музыки обладает определенными физическими характеристиками, требующими от воспринимающего особой настройки, концентрации внимания, ибо он ограничен во времени. А искусственный материал кинопленка оказалась совершенно недолговечной, еще и легко воспламеняемой. Прагматичные американцы сразу обратили на это внимание и стали переводить содержание кадров на картон. Это, конечно, уже не кино, но по законам США начала ХХ века все, что «записано» на бумажные носители, должно храниться в библиотеке Конгресса США. Вот почему ранний американский кинематограф сохранился (был материал для реставрации) в отличие от европейского и российского. Физический материал как элемент художественной формы не только усиливает или, наоборот, ограничивает возможности освоения мира, но и задает возможные параметры восприятия искусства (аудио и видео). Именно на материале и формируется система изобразительно-выразительных средств, т. е. язык искусства. Таким образом, исторически художественная практика оказывается в следующей ситуации: с одной стороны, глобальность задач искусства по освоению меняющегося разнообразного, многоголосного мира, с другой – ограниченность средств освоения. К примеру, Ю.М. Лотман в книге «Анализ поэтического текста» показывает, как художественный повтор является метаязыковым средством. И действительно, на повторе строится практически все музыкальные формы классической музыки – сонатная форма, вариации, секвенции и т. п. В основе киномонтажа тоже лежит повтор, и орнамент в изобразительном искусстве также строится на повторе элементов. Теория художественного повтора хорошо иллюстрирует способность искусства «экономить», и эта «экономия» заставляет его (искусство) искать новые материалы, объединять языковые возможности уже существующих видов искусств.
Сегодня по отношению к морфологии искусства возможен определенный скепсис. Можем ли мы говорить о видах или родах искусства в постклассической художественной культуре, не осталась ли эта проблематика в классицистском прошлом? Где сегодня можно найти «чистые» виды, роды и жанры искусства? Кстати, проблема «чистоты» – не только теоретическая, но и практическая проблема. Здесь мы подходим к морфологии искусства с точки зрения прагматики. К примеру, практически на всех фестивалях, будь то кинофестивали или театральные фестивали, конкурсные программы составляются по номинациям, а затем, номинируются и призы. Сами номинации – дань уважения классической видовой и жанровой дифференциации. А художественная практика давно уже вышла из видовой, родовой и жанровой определенности. Спектакль Екатеринбургского театра кукол «Бобок», номинированный на «Золотую маску», никак не попадал в рамку кукольного спектакля. Совершенно непонятно, по какому реестру рассматривать театр-лабораторию Дмитрия Крымова? На «Маске» он обычно получал приз в номинации «эксперимент», так как не подходил по формальным признакам ни к драматическому, ни к музыкальному, ни к кукольному спектаклю. А появление таких новых арт-практик, как перформанс, инсталляция? Все эти явления существуют на границах традиционной системы искусств. Наши примеры показывают реальную практику искусства, с необходимостью ориентированную на видовое, родовое и жанровое многообразие.
2. Принципы классификации искусства
Понимая, что в «чистом» виде сегодня ни один из видов искусства не существует (в классической опере используется видео-проекция, в драматическом спектакле – джазовый вокал и видеоарт и т. п.), мы все-таки обратимся к некоторым константам, лежащим в основе видовой дифференциации. Вспомним, что при анализе внешней художественной формы, речь шла о двух ее измерениях – онтологическом и семиотическом (знаковом). Именно эти измерения дают нам основание выделить онтологический и семиотический принципы классификации искусства. Начнем с первого. Все искусства существуют в пространстве и времени. Первое основание для классификации – доминантный способ существования материальной формы. Подробно этот и другие принципы классификации были изложены одним из крупнейших исследователей морфологии искусства М.С. Каганом. Вот ход его рассуждений: Поскольку духовное содержание искусства должно быть материализовано, дабы получить независимое от художника существование и быть сообщенным другим людям, его современникам и потомкам, а все материальное существует в пространстве и во времени, постольку первой характеристикой материальной формы искусства является ее развертывание в пространстве и времени. Соответственно этому традиционно рассматриваются три класса искусств: пространственные, временные, пространственно-временные. Изначально искусства делились на мусические (пространственно-временные) и технические (пространственные). Это деление основывалось на материальной конструкции, как на главном критерии отличия. Произведение искусства не сводится к материальной конструкции, но оно не может существовать вне ее, поскольку лишь через нее воспринимается. Материальная конструкция является носителем некоторой художественной информации. Здесь уместно вспомнить наш разговор о материальной форме. Каждый из названных ранее материалов (слово, гранит, тело, пленка, звук) существует и в пространстве, и во времени, но по доминанте принадлежит чему-то одному и воспроизводит что-то одно. Исключением являются синтетические искусства (о них пойдет речь позже), материал которых не сводится только к одному элементу (сценические искусства, кино, светомузыка, художественное телевидение). При всей условности разделения искусства на семейства пространственные искусства – (живопись, графика, скульптура, архитектура, художественная фотография, прикладные искусства, дизайн) отличаются от временных – (музыки и литературы), а вместе – от пространственно-временных именно характером материальной конструкции Произведения пространственных искусств, как и всех остальных воспринимаются во времени, но это уже иной, психологический аспект изучения восприятия искусства.
Второй принцип классификации искусств связан с тем, что искусство представляет собой знаковую систему. С одной стороны, произведение искусства является материальной конструкцией, а с другой – знаковой системой.
Семиотический принцип классификации искусствв качестве исходного основания выделения разных классов искусств обращает внимание на характер используемых для создания художественной реальности знаков. В семиотике выделяют изобразительные и неизобразительные знаки.
3. Пространственные и временные искусства
В истории художественной практики пространственные искусства занимают роль первопроходцев. Именно пространственные искусства исторически оказались первыми и единственными обладателями возможностей зримо воплощать культурные модели мира. Так, барочная архитектура с ее обязательным декором, обилием деталей, отсутствием «геометрии прямого угла» - это рассказ о новом мире, ценностью которого становится механическое движение. Исследователь пластических искусств Б.М. Бернштейн предлагает уточнить термин пространственность, добавляя термины «статичность» и «одновременность». Именно в наслаждении одновременностью автор усматривал субъективный план сферы пространственных искусств. Статичность пространственных искусств позволяет преодолевать диахронию художественного развития, и в этом состоит их социокультурная миссия. Общаясь с памятниками архитектуры, наслаждаясь пластикой великих мастеров, разглядывая дадаистские арт-объекты, мы участвуем вместе с авторами в синхронизации человеческого опыта. Открытия Ньютона и Коперника, Левенгука и Гарвея не прямо, но опосредованно представлены в динамичной скульптуре Лоренцо Бернини, фонтанах Версаля, непременных драпировках и игрой с пространством на картинах Рубенса и Веласкеса. Отказ от декора, простота и функциональность, минимализм, использование новых материалов, в частности, железобетонных конструкций, стали визитной карточкой архитектуры 20-30-х гг. Наиболее адекватно эти принципы, основанные на вере в научно-технический прогресс, были воплощены в архитектуре конструктивизма.
Пространственные искусства осваивают мир с точки зрения его вещной составляющей. Вещная природа пространственных искусств тесно связана со способами деятельности того или иного типа культуры.
Непроцессуальность пространственных искусств имеет как сильные, так и слабые стороны, на них в XVIII указывал немецкий просветитель Г. Лессинг в работе «Лаокоон или о границах живописи и поэзии». Лессинг говорил о том, как в живописи глаз охватывает предмет сразу, а поэт должен нам показывать все медленно, по частям, поэтому часто случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой. Для глаза рассматриваемые части остаются постоянно на виду, а для слуха прослушанное исчезает. Как у процессуальных искусств есть свои пределы в моделировании и постижении мира, так и статичность ограничивает освоение полноты мира. Ограниченность пространственных искусств – в противостоянии времени. Вот почему с самого раннего развития искусства наблюдается внутренне тяготение, стремление к синтезу пространственных и временных искусств. Прежде, чем пойдет разговор о синтезе, посмотрим, какова социокультурная миссия временных искусств.
Временные искусства – литература и музыка характеризуются процессуальностью, их еще называют динамическими искусствами. В отличие от вещности и предметности пространственных искусств, временные искусства обладают большей степенью ассоциативности. Временные искусства непосредственно выявляют и воссоздают изменчивость человеческих состояний, динамику чувств и настроений. Временные искусства могут передавать характер человеческого общения, его ритуальность или фамильярность, взаимное тяготение или равнодушие. Так, классическая сонатная форма, утверждающая определенную связь между главной и побочной темами, конструирует гармоничный мир, построенный на законах разума. Форма барочного концерта «Concherto Grosso» воспроизводит игровую стихию культуры, ее театральность и условность. Соревнование соло и tutty (звучание всех голосов одновременно), piano и forte – символическая замена принципа зеркального отражения пространственных искусств эпохи Барокко. Заикание героев пьес Э. Ионеско, вальс для расстроенного пианино А. Берга – все эти примеры позволяют нам «увидеть» и прочувствовать драму некоммуникабельности. Восприятие пространственных и временных искусств требуют разных психологических установок. Вот почему хотелось бы, чтоб на концертах в филармонии не звонили мобильные телефоны, но те же сигналы мобильных телефонов не могут помешать нам рассматривать и получать удовольствие от произведения архитектуры. Многие проблемы с восприятием классической и тем более модернистской музыки как раз связаны с неспособностью «услышать» развитие темы, обнаружить послание, проследить за его движением.
Наряду с пространственными и временными искусствами существуют и пространственно-временные (театр, кино, танец). О них мы будем говорить позже.
4. Изобразительные и неизобразительные искусства
Изобразительные знаки, дающие непосредственную информацию о предмете, лежат в основе класса изобразительных искусств. К изобразительным искусствам относятся живопись, графика и скульптура, художественная фотография и литература. Конечно, изобразительность литературы отличается от изобразительности живописи, и здесь вступает в права онтологическое различие этих видов искусств. Статичность изобразительного (пространственного искусства) способствует аналитическому анализу мира. Слово, естественно тоже выступает как инструмент аналитической мыслительной деятельности, но оно обладает большей ассоциативностью, в этом смысле изобразительный словесный образ – образ более подвижный. Динамика изображения в литературе связана с интонационным аспектом слова. С одной стороны, слово может указать на все характеристики предмета, подробно описать его, но тем не менее оставляет пространство для активности субъекта. К примеру, в стихотворении Саши Черного «Песнь песней» хорошо показана казусная ситуация противоречия между словом и изображением. В другом его стихотворении «Обстановочка» точность изображения дополняется метафорической образностью в виде «задумчивости» тараканов и «слез сырости»:
«Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
Кряхтят на счетах жалкие копейки:
Покупка зонтика и дров пробила брешь,
А розовый капот из бумазейки
Бросает в пот склонившуюся плешь.
Над самой головой насвистывает чижик
(Хоть птичка божия не кушала с утра),
На блюдце киснет одинокий рыжик,
Но водка выпита до капельки вчера.
Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
В наплыве счастья полуоткрывши рот,
И кошка, мрачному предавшись пессимизму,
Трагичным голосом взволнованно орет.
Безбровая сестра в облезлой кацавейке
Насилует простуженный рояль,
А за стеной жиличка-белошвейка
Поет романс: "Пойми мою печаль"
Как не понять? В столовой тараканы,
Оставя черствый хлеб, задумались слегка,
В буфете дребезжат сочувственно стаканы,
И сырость капает слезами с потолка»[1].
Неизобразительные знаки дают опосредованную информацию о действительности. Искусства, использующие неизобразительные знаки образуют класс неизобразительных искусств. К таковым относятся музыка, архитектура, танец. Несложно заметить, что набор класса неизобразительных искусств совпадает с классом временных искусств, лишь архитектура является неизобразительным искусством. Изобразительность для архитектуры – редкое исключение из правил. Примеры изобразительности можно найти в дворцово-парковой архитектуре, в некоторых объектах советского конструктивизма, когда форма сооружения непосредственно изображала предмет, наделенный идеологическими значениями (театр Российской Армии в Москве – в виде звезды; трактор как символ индустриализации – Главпочтамт в Екатеринбурге и др.). В Екатеринбурге примером удачной изобразительной конструкции является гостиница «Динамо» (здание, стоящее на берегу городского пруда, напоминает корабль).
Разделение искусств по семиотическому принципу не носит абсолютного характера. В изобразительных и неизобразительных искусствах по-разному «работает» принцип мимезиса. У изобразительных искусств гораздо больше возможностей «подражать» природе, однако именно эта способность в искусстве авангарда оказалась подверженной критике. Каземир Малевич неоднократно заявлял, что радость, полученная от узнавания и похожести произведения искусства на реальность, является радостью дикаря. И действительно, появление в начале прошлого века нефигуративного изобразительного искусства было отказом от принципа изобразительности, попыткой заглянуть за границы изображаемого, видимого. Те же самые процессы происходили и в литературе. Слово в авангардистской поэзии лишалось непосредственной привязки к значению, знак и значения принципиально разводились. Словесный текст напоминал звукопись, джазовую импровизацию на заданную тему («Заклятие смехом» Велимира Хлебникова).
Тяготение к противоположному классу искусств характерно и для неизобразительных искусств. Примером может служить история возникновения программной музыки: от названия («Болезнь куклы» П.И. Чайковского) до специально написанной литературной программы («Времена года» Антония Вивальди).
Преодоление ограничений собственной природы знака и максимальное извлечение «положительного» качества из своей природы привело к образованию синтеза изобразительного и неизобразительного. Как в случае выделения пространственно-временного класса искусств, в эстетике выделяют и изобразительно-выразительный класс искусств (театр, светомузыка, танец и др.)
Есть такие виды искусства, происхождение и современное существование которых полностью основывается на синтезе других искусств, причем не на уровне заимствования, как это бывает в архитектуре, которая может использовать скульптуру, но может обойтись и без нее, что прекрасно делали конструктивисты.
Исходя из возможности или невозможности творить художественную реальность собственными силами, мы (вслед за историей эстетики), разделяем все искусства на простые и синтетические.