Должен ли судья удаляться в совещательную комнату для вынесения постановления по делу об административном правонарушении?

КоАП не регламентирует порядок вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях и не содержит указания относительно места и времени их составления. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что постановления по таким делам должны выноситься сразу же после рассмотрения дела и вне совещательной комнаты. Следовательно, нарушение правила о тайне совещания, которое в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве признается безусловным основанием для отмены судебного решения, в производстве по делам об административных правонарушениях никаких негативных правовых последствий не влечет.

Вместе с тем подобная ситуация сама по себе не может исключить право судьи удалиться в совещательную комнату для принятия решения. Иное противоречило бы общепроцессуальным принципам судебной деятельности. Более того, при рассмотрении сложных дел, в рамках которых исследуется значительный объем доказательств, опрашиваются свидетели, вынесение постановления в изолированном помещении, обеспечивающем условия для спокойного осмысливания и анализа всех вопросов, возникших в ходе судебного заседания, является объективно необходимым.

Вправе ли судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, объявить только резолютивную часть вынесенного постановления, отложив составление мотивированного постановления на несколько дней?

В связи с изменениями, внесенными в ст. 29.11 КоАП РФ Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ, в настоящее время судья вправе объявить только резолютивную часть постановления, отложив составление мотивированного постановления на три дня со дня окончания разбирательства дела.

При применении этой нормы судьям необходимо учитывать следующее.

1. Объявление резолютивной части постановления допускается только при рассмотрении дела по первой инстанции и является правом судьи, которым ему следует пользоваться лишь в исключительных случаях, при рассмотрении наиболее сложных дел, в рамках которых исследуется большой объем фактического, доказательственного и нормативного материала.

2. Предусматривая право судьи объявлять только резолютивную часть постановления, КоАП вместе с тем ограничивает это право, не распространяя его на дела об административных правонарушениях, по которым ст. 29.6 КоАП РФ предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения, в том числе на дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрен административный арест в качестве единственного основного или альтернативного наказания <1>.

--------------------------------

<1> Объявление только резолютивной части постановления по окончании рассмотрения дела не допускается также по делам об административных правонарушениях, для которых в ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок их рассмотрения, а именно: предусмотренных ст. ст. 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ; за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности, которые не относятся к предмету настоящей работы.

В силу прямого указания закона по окончании рассмотрения таких дел постановление должно быть сразу же вынесено в полном объеме.

3. При объявлении резолютивной части постановления судья обязан изготовить вводную и резолютивную части и объявить лицам, участвующим в деле, когда будет изготовлено постановление в окончательной форме. При этом объявленная резолютивная часть постановления должна быть приобщена вместе с мотивированным постановлением к материалам дела.

4. Если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении, то датой вынесения постановления будет считаться день его изготовления в полном объеме. В связи с этим дату изготовления постановления в полном объеме и дату объявления его резолютивной части необходимо отражать во вводной части постановления.

5. Трехдневный срок, предоставляемый судье для изготовления мотивированного постановления по делу об административном правонарушении, включается в срок рассмотрения дела. При этом в силу ст. 4.8 КоАП РФ если окончание срока приходится на нерабочий день, последним днем этого срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.

6. Особое внимание следует обращать на установленные в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности, не допуская окончание рассмотрения дела по существу с объявлением резолютивной части постановления в последний день истечения данного срока, поскольку в этом случае дата вынесения постановления, которая соответствует дате его изготовления в полном объеме, окажется за пределами срока давности привлечения к административной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: