№ п/п | Наименование тем | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Общая трудоемкость | |
Лекции | семинары | ||||
часы | |||||
Предмет и методология эстетики. Ранние формы эстетического знания | |||||
Формирование европейской философии красоты и искусства | |||||
Эстетика Канта | |||||
Эстетическая концепция Гете и Шиллера | |||||
Эстетика Шеллинга | |||||
Эстетика Гегеля | |||||
Кризис системно-рационалистической эстетики | |||||
Эмпирическая эстетика второй половины XIX в. | |||||
Возрождение метафизики на рубеже XIX – XX вв. | |||||
Феноменологическая эстетика | |||||
Эстетика экзистенциализма | |||||
Эстетика структурализма | |||||
Эстетика постструктурализма | |||||
Психоаналитическая эстетика | |||||
Становление философской эстетики в России XIX в. | |||||
Эстетика «серебряного века» | |||||
Тенденции развития отечественной эстетической мысли в ХХ в. | |||||
Итого |
Программа лекционных занятий
Тема 1. Предмет и методология эстетики.
О содержании понятия «эстетика». Эстетика в системе философского знания. Предмет эстетики и методологическая программа ее исследования. О типах и формах эстетической рефлексии. Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности. Место и функции эстетики и искусства в культуре. Эстетосфера культуры как аксиологическая система. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Формирование эстетического вкуса как проблема воспитания личности.
Тема 2.Ранние формы эстетического знания
Возникновение представлений о красоте на почве мифологии древнего мира. Художественное и религиозное сознание в мифологическом контексте: значение для становления своеобразных форм искусства культа мертвых в Египте, брахманизма в Индии, даосизма в Китае. Становление эстетической мысли в античной философии: опыт математического описания красоты в теории Пифагора; красота как умопостигаемая сущность вещей в философии Платона; подражание (мимесис) и воображение в искусстве, воспитательное воздействие трагедии на зрителя (катарсис) в аналитике Аристотеля.