Тема 10. Возрождение метафизики на рубеже XIX – XX вв

Иррационалистическая метафизика А.Бергсона и эстетические идеи «философии жизни». А.Шопенгауэр об искусстве как прозрении и этическом отрешении от диктата воли. Учение Ф.Ницше об аполлоническом и дионисийском начале в искусстве. Г.Зиммель об исторической кристаллизации «жизни» в художественных формах.

Реконструкция метода и системы философии Канта. Эстетика Фрайбургской школы неокантианства как философия ценностей (И.Кон, Б.Христиансен). Марбургская щкола неокантианства как философия символических форм активности субъекта: «Эстетика чистого чувства» Г.Когена.

Тема 11. Феноменологическая эстетика

«Новая онтология» Э.Гуссерля и ее влияние на постановку проблемы эстетического феномена в природе и в искусстве. Исследование структуры эстетического феномена в различных видах искусства Р.Ингарденом: анализ ее своеобразия в литературе, живописи, архитектуре, музыке.

Эстетика – необходимое звено в системе критической онтологии Н.Гартмана. Эстетический феномен как предмет двойственного созерцания - чувственного и сверхчувственного. Универсальная формула строения эстетического предмета, открытого созерцанию, и в искусстве, и в природе. Проблема доопытного знания в феноменологии эстетического опыта М.Дюфренна.

Тема 12. Эстетика экзистенциализма

Связь экзистенциализма и феноменологии в эстетике Франции: М.Дюфренн, Ж.-П.Сартр, М.Мерло-Понти. Сартр об ангажированности и свободе в художественном творчестве. Проблема морфологии искусства. Генезис и существо искусства в экзистенциальной онтологии М.Хайдеггера. Поэзия как язык бытия. К.Ясперс: искусство как экзистенциальная коммуникация.

Понимание как способ бытия произведения искусства в экзистенциальной герменевтике Х-.Г.Гадамера. Художественное творчество и восприятие – диалог художника и зрителя.

Тема 13. Эстетика структурализма

Идейно-теоретические источники формирования структурализма в эстетике. Начало и этапы его развития. Пражский лингвистический кружок, семиотическая эстетика Я.Мукаржовского. Художественное произведение как совокупность знаков и значений. Текст как категория структурализма в аналитике Р.Барта.

«Новая критика» во Франции, Англии, США. Критика «романтической герменевтики». Переход от формального анализа текста к интертекстуальному анализу. Интертекстуальность как эстетическая методология. Практика деконструкции Ж.Деррида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: