Концертные залы

Зал Вместимость, чел. Объем, м3 Удельн. объем м3/чел Т (500Гц) Измер Т(500Гц) Оптим.
Роял Альберт Холл (Лондон) 1871     16,6 2,4 2,2
Барбикан (Лондон) 1982     8,8 1,7 1,9
Зал музыкального общества (Вена) 1870     8,9 2,0 1,9
Бостонский симфонический 1900     7,1 1,9 1,9
Карнеги Холл (Нью-Йорк) 1891     8,7 1,8 2,0
Колонный зал Дома Союзов (Москва) 1814     7,8 1,8 1,85
Большой зал Консерватории (Москва) 1901     7,9 1,8 1,9
Концертный зал им. Чайковского 1930     11,2 2,0 1,9
Светлановский зал ММДМ (Москва) 2002   17000 (19000) орг. 9,4 (10,5) 1,9 (2.1) 1,9 (2,35)
Гос. филармония (С.-Петербург)     11,7 1,8 1,9
Бетховен – Халле (Бонн) 1959     11,2 1,8 1,9

В больших концертных залах для симфонической музыки оптимальный удельный объем 8-10 м /чел, при органной музыке желательно его увеличить до 10-12 м3/чел. Обычно принято считать максимальной границей вместимости 2000 человек.

Однако, удельный объем, от которого зависит величина времени реверберации, еще не всецело определяет акустические качества зала. Огромное значение имеет структура отражений. А это уже зависит от формы зала.

Старые залы – прямоугольная форма, небольшая ширина при относительно большой высоте, колонны, полуколонны, пилястры, лепнина – отражения от стен приходят раньше, чем от потолка, направления отраженного звука отличаются от направления прямого, это создает пространственное впечатление.

Этим объясняются отличные акустические качества таких залов, как Бостонский симфонический, Карнеги Холл в Нью-Йорке, театра Колон в Буэнос-Айресе, хотя в них вместимость больше 2000 мест.

Практически все зарубежные залы, приведенные в таблице, имеют хорошие акустические качества. Только Лондонский Роял Альберт Холл отличается повышенной гулкостью.

Из московских залов хорошая акустика в Колонном Зале Дома Союзов и в Большом зале консерватории (причины – выше). Неудачен в акустическом плане Концертный зал им. Чайковского. Хотя время реверберации очень близко к оптимальному, но не все оно определяет. Зал в плане имеет форму эллипса, зрители располагаются на амфитеатре с большим подъемом. При таких условиях в зал не поступают отражения от стен, они идут только от потолка и приходят с большой задержкой из-за высокого потолка.

Интересное решение большого Светлановского зала Московского международного дома музыки, 2002 г. строительства. При вместимости 1800 чел. в обычном варианте его объем 17000 м³ (удельный объем 9,4 м³ /чел), время реверберации на средних частотах соответствует оптимуму. При исполнении органной музыки в звукоотражающем козырьке открываются окна (25% площади) и объем увеличивается до 19000 м³ (удельный - 10,5 м3/чел), время реверберации увеличивается до 2,1 с.

Чтобы избежать отрицательных последствий купола (фокусирования) на его внутренней поверхности сделаны специальные отражатели, разбивающие его сферическую форму и обеспечивающие «перемешивание» звуков для повышения диффузности поля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: