Состав и структура автоматизированных систем

На практике информационные системы создаются в рамках некоторой концепции управления. Это может быть концепция управления предприятием, технологическим процессом и т. п. Любая концепция управления сегодня реализуется в рамках комплексной автоматизированной системы (АС). В связи с этим по виду деятельности автоматизированные информационные системы являются составной частью каких-либо автоматизированных систем управления (АСУ): предприятием (АСУ П), технологическими процессами (АСУ ТП), проектированием (САПР), обучением (АОС) и т. д. В ряде случаев понятия автоматизированной системы управления и автоматизированной информационной системы (АИС) сливаются. Это связано с тем, что автоматизированные информационные системы являются основной, первой (а иногда и последней) стадией развития АСУ.

Комплексная АС представляет собой иерархию подсистем. Взаимодействие между подсистемами может быть организовано по разным структурам: цепочечной (рис. 1, а), многосвязевой (рис. 1, б), централизованной радиальной (рис. 1, в), кольцевой (рис. 1, г).

Под структурой системы принято понимать множество возможных отношений между подсистемами и элементами внутри системы.

АС, не имеющая в своем составе подсистем называется системой 1-го уровня. Каждая АС ориентирована на достижение определенных целей. Критерии достижения цели устанавливаются таким образом, чтобы численное значение было определенным. Таким образом, для каждой системы определяются: объект управления, функция управления, уровень управления, цели управления и критерии достижения цели.

   

Рис. 2.1. Структурные схемы взаимодействия систем

Структура системы – строение, устройство системы, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Во всех АС выделяют две части функциональную и обеспечивающую. Элементами функциональной части АС являются подсистемы, функции или их части, задачи и комплексы задач.

Функция системы – это та деятельность или процесс, ради которого создана система, той миссии, которую она должна осуществлять. Это элементы процесса управления % сбор информации, ее анализ или синтез; оценка ситуации (в результате оперативной информации в сопоставлении с нормой); разработка (расчет) вариантов управляющих воздействий (оперативный план); принятие решений и передача управляющих воздействий для исполнения.

Организационная структура и функции управления неотделимы друг от друга. Функции определяют содержание процесса, а структура отражает форму управления.

Организационная структура управляющей системы – форма распределения функций управления между подразделениями структуры с указанием состава и взаимной соподчиненности этих подразделений. Под подразделением (звеном) структуры управления понимается структурное подразделение или должностное лицо, выделяемое для реализации близких по характеру функций или задач управления.

Группа равноправных подразделений представляет собой уровень управления. Между подразделениями равноправной группы организуются горизонтальные взаимные связи, которые направлены на кооперацию управленческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: