Состав и содержание работ на предпроектной стадии создания ИС
Главное на этой стадии – провести предпроектное обследование и дать технико-экономическое обоснование целесообразности создания системы. Формируются требования к функциональной части, обеспечивающим подсистемам, методу проектирования.
Обследование – это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для:
· обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;
· составления технического задания на разработку систем;
· разработки технического и рабочего проектов систем.
На стадии обследования целесообразно выделить три этапа:
1. определение стратегии внедрения ИС,
2. сбор материалов обследования,
3. анализ материалов обследования.
1. Определение стратегии внедрения ИС. Основная задача первого этапа обследования – оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия – получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.
|
|
По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).
2. Сбор материалов обследования. Все методы проведения обследования можно объединить в группы по следующим признакам (рис. 2.1):
- по цели обследования выделяют:
· метод организации локального проведения обследования, используемый для разработки проекта отдельной задачи или для комплекса задач;
· метод системного обследования объекта, применяемый для изучения всего объекта с целью разработки для него проекта ИС в целом;
- по числу исполнителей, проводящих обследование, применяется:
· индивидуальное обследование, осуществляемое одним проектировщиком;
· бригадное с выделением ряда бригад-исполнителей, изучающих все подразделения предприятия, и одной координирующей бригады;
|
|
- по степени охвата предметной области применяют:
· метод сплошного обследования, охватывающего все подразделения экономической системы;
· выборочное обследование, применяемое при наличии типовых по структуре подразделений (например, цехов или складов);
4. по степени одновременности выполнения работ первого и второго этапов предпроектной стадии выделяют:
· метод последовательного проведения работ, при котором проектировщики сначала собирают данные о предметной области, а затем их изучают (часто применяют при отсутствии опыта в выполнении такого рода работ);
· метод параллельного выполнения работ, когда одновременно со сбором происходит изучение полученных материалов обследования, что значительно сокращает время на проведение работ на предпроектной стадии и повышает качество получаемых результатов.
Рисунок 2.1 – Схема классификации методов проведения обследования
Выполнение работ по обследованию предметной области в каком-либо подразделении и сбору материалов можно проводить на основе предварительного проведения выбора методов сбора материалов обследования, которые можно разделить на две группы (рис. 2.2):
· методы сбора, выполняемого силами проектировщиков-исполнителей, включающие методы проведения бесед и опросов, анализа материалов обследования, личных наблюдений, фотографии рабочего дня и хронометража рабочего времени специалиста при выполнении им той или иной работы;
· методы сбора, выполняемого силами специалистов предметной области, которым предлагается либо заполнять тетрадь-дневник на выполняемые ими работы, либо провести документную инвентаризацию рабочего места, либо использовать метод самофотографии рабочего дня, позволяющий выявить состав операций и получаемые при этом документы.
Рисунок 2.2 – Схема классификации методов сбора материалов обследования
Сбор материалов обследования следует проводить с помощью стандартных форм и таблиц, которые удобно читать и обрабатывать (рис. 2.3). Вся получаемая документация разбивается на три группы.
Рисунок 2.3 – Формы документов для формализации материалов обследования
Полученное в результате проведенной формализации описание объекта содержит исходные данные для проектирования ИС и определяет параметры будущей системы.
3. Анализ материалов обследования. На основе формализованного описания предметной области выполняется анализ материалов обследования. Здесь изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:
· инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;
· возможности применения новых методов решения задач.
Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:
· функции – информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;
· сущности – информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.
При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:
· наименование задачи;
· сроки и периодичность ее решения;
· степень формализуемости задачи;
· источники информации, необходимые для решения задачи;
· показатели и их количественные характеристики;
· порядок корректировки информации;
· действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
· действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
· действующие средства связи;
· принятая точность решения задачи;
· трудоемкость решения задачи;
· действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
|
|
· потребители результатной информации по задаче.
Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:
· количество документов;
· место формирования показателей документа;
· взаимосвязь документов при их формировании;
· маршрут и длительность движения документа;
· место использования и хранения данного документа;
· внутренние и внешние информационные связи;
· объем документа в знаках.
По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.
На этапе анализа следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации – MuSCoW.
Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have – необходимые функции; Should have – желательные функции; Could have – возможные функции; Won't have – отсутствующие функции.
Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности.
Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий.
Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.
Модели деятельности организации создаются в двух видах:
· модель «как есть» («as-is») – отражает существующие в организации бизнес-процессы;
· модель «как должно быть» («to-be») – отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.
На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:
· получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД, иного окружения;
|
|
· разработки плана работ по обеспечению надежности ИС и ее тестирования.
Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Если проектное решение оказалось неудачным и это обнаружено слишком поздно (на этапе разработки или, что еще хуже, на этапе внедрения в эксплуатацию), то исправление ошибки проектирования обходится очень дорого. Чем раньше группы тестирования выявляют ошибки в ИС, тем ниже стоимость сопровождения системы. Время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок следует предусматривать не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования.
Результатом стадии «Формирование требований к автоматизированной системе» является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).
Ориентировочное содержание этого документа:
· ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;
· совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
· сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;
· описание выполняемых системой функций;
· возможности развития системы;
· информационные объекты системы;
· интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
· требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;
· что не будет реализовано в рамках проекта.
Стадия 2. Разработка концепции автоматизированной системы. Включает научно-исследовательские работы, разработку нескольких вариантов концепции системы и выбор оптимального. Выполняется ориентировочный расчет ожидаемой экономической эффективности и дается оценка научно-технического уровня системы на основании сбора данных об отечественных и зарубежных системах. В заключении оформляется отчет и утверждается концепция.
Стадия 3. Техническое задание. Техническое задание – итог предпроектной работы по созданию ИС. Это документ, обращенный к Исполнителю.
Техническое задание – это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.
Главным здесь является состав функциональных задач будущей системы и требования к обеспечивающим подсистемам. Этот документ формируется по материалам первых 2 стадий и составляется в соответствии с ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы».
При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:
· установить общую цель создания ИС, определить состав подсистем и функциональных задач;
· разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам;
· разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);
· установить общие требования к проектируемой системе;
· определить перечень задач создания системы и исполнителей;
· определить этапы создания системы и сроки их выполнения;
· провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.
Таблица 2.1 Состав и содержание технического задания (ГОСТ 34.602- 89) | ||
№ п\п | Раздел | Содержание |
Общие сведения | · полное наименование системы и ее условное обозначение · шифр темы или шифр (номер) договора; · наименование предприятий разработчика и заказчика системы, их реквизиты · перечень документов, на основании которых создается ИС · плановые сроки начала и окончания работ · сведения об источниках и порядке финансирования работ · порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы, ее частей и отдельных средств | |
Назначение и цели создания (развития) системы | · вид автоматизируемой деятельности · перечень объектов, на которых предполагается использование системы · наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических и др. показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС | |
Характеристика объектов автоматизации | · краткие сведения об объекте автоматизации · сведения об условиях эксплуатации и характеристиках окружающей среды | |
Требования к системе | Требования к системе в целом: · требования к структуре и функционированию системы (перечень подсистем, уровни иерархии, степень централизации, способы информационного обмена, режимы функционирования, взаимодействие со смежными системами, перспективы развития системы) · требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки) · показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменениям процессов управления и значений параметров) · требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации Требования к функциям (по подсистемам): · перечень подлежащих автоматизации задач · временной регламент реализации каждой функции · требования к качеству реализации каждой функции, к форме представления выходной информации, характеристики точности, достоверности выдачи результатов · перечень и критерии отказов Требования к видам обеспечения: · математическому (состав и область применения мат. моделей и методов, типовых и разрабатываемых алгоритмов) · информационному (состав, структура и организация данных, обмен данными между компонентами системы, информационная совместимость со смежными системами, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информационных массивов, процедуры придания юридической силы выходным документам) · лингвистическому (языки программирования, языки взаимодействия пользователей с системой, системы кодирования, языки ввода-вывода) · программному (независимость программных средств от платформы, качество программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и программ) · техническому · метрологическому · организационному (структура и функции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала) · методическому (состав нормативно-технической документации | |
Состав и содержание работ по созданию системы | · перечень стадий и этапов работ · сроки исполнения · состав организаций – исполнителей работ · вид и порядок экспертизы технической документации · программа обеспечения надежности · программа метрологического обеспечения | |
Порядок контроля и приемки системы | · виды, состав, объем и методы испытаний системы · общие требования к приемке работ по стадиям · статус приемной комиссии | |
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие | · преобразование входной информации к машиночитаемому виду · изменения в объекте автоматизации · сроки и порядок комплектования и обучения персонала | |
Требования к документированию | · перечень подлежащих разработке документов · перечень документов на машинных носителях | |
Источники разработки | · документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система |