Методология создания корпоративных ИС

Цель методологии создания ИС заключается в организации процесса построения ИС и обеспечении управления этим процессом, для того чтобы гарантировать выполнение требований как к самой ИС, так и к характеристикам процесса разработки. Основными задачами, решение

которых должна обеспечивать методология создания корпоративных ИС (вместе с соответствующим набором инструментальных средств), являются следующие:

– обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих предъявляемым к ним требованиям по автоматизации деловых процессов и целям и задачам организации;

– гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках бюджета;

– поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы, чтобы ИС могла отвечать быстро изменяющимся требованиям работы компании;

– обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих требованиям открытости, переносимости и масштабируемости;

– обеспечивать использование в разрабатываемой ИС раздела в области информационных технологий, существующего в организации (ПО, БД, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, технологий).

Методология должна обеспечивать снижение сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса и применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС – от замысла до реализации.

В 90-е годы в мире произошли кардинальные изменения как на рынках товаров и услуг, так и в информационных технологиях (ИТ). Современные корпоративные ИС становятся основным фактором успешной работы корпораций на рынке. Для выполнения своего назначения они должны решать значительно более сложные задачи, чем раньше. В соответствии с высокой динамикой изменения ситуации на рынке очень жесткими становятся требования как к функциям, выполняемым ИС, так и к процессу создания ИС. Резко ужесточились требования ко времени разработки отдельных приложений и системы в целом. Появилась необходимость в изменении требований в процессе разработки, чтобы система отвечала требованиям организации на момент конца разработки, а не на момент начала. Достижения в области ИТ позволили преодолеть принципиальные технические и программно-инструмен­таль­ные проблемы создания корпоративных ИС. Появились современные аппаратно-программные платформы архитектуры клиент-сервер, средства для проведения распределенных параллельных вычислений и управления вычислительным процессом в гетерогенных сетях, методы и средства разработки программ и БД, обеспечивающих возможности создания открытых, переносимых, масштабируемых приложений и БД, возможности быстрой разработки и т. д. (об этом свидетельствуют и многочисленные публикации в журнале «СУБД»). Практика показывает, что для успешного создания сложных систем, к которым относятся корпоративные ИС, недостаточно иметь только современные платформы и средства, а прежние методологии создания ИС, появившиеся в 70–80-е годы и ориентированные на мэйнфрэймы и однородную среду, устарели и оказались непригодны в новых условиях. Согласно статистическим данным, собранным Standish Group (США), из 8 380 проектов, обследованных в США в 1994 г., неудачными оказались более 30 % проектов общей стоимостью более чем 80 млрд долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16 % от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189 % от запланированного бюджета. Анализ показал, что большинство неудач было связано с отсутствием или неправильным применением методологии проектирования ИС.

Мощные импульсы развитию методологий дало появление двух принципиально новых подходов к созданию корпоративных ИС: информационного инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов (BPR). Предлагаемые в них методы позволили описывать, анализировать и проектировать структуру и деятельность корпораций, подобно техническим системам. Каждый из этих подходов породил свой класс методологий, обладающих общими характеристиками. В настоящее время продолжается активный процесс развития и совершенствования методологий создания корпоративных ИС. В этой области работают многие ведущие специалисты во всем мире. В 1994 г. в Великобритании был создан Международный консорциум DSDM (Dynamic Systems Development Method), объединяющий более 100 ведущих фирм мира, который на постоянной основе разрабатывает проекты стандартов, методы и методологию быстрого создания приложений (ИС). В консорциуме участвуют и российские компании.

Таким образом, с появлением инструментальных средств нового поколения роль методологии при создании ИС не только не снизилась, но и она возросла. По данным опроса большинство американских специалистов считают методологию, наряду с архитектурой клиент-сервер, наиболее важным фактором для успешной разработки своих ИС.

Сегодня в нашей стране недостаточно оценивается роль и значение методологии (в отличие от средств проектирования прикладного программного обеспечения). В предстоящие годы задача создания корпоративных ИС на базе современных методологий встанет перед многими отечественными организациями (при этом заметим, что на Западе методологии по-прежнему считают стратегической продукцией, многие из них представляют собой ноу-хау и по сей день).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: