Рыночные условия, представляя покупателям право свободного приобретения товаров, ставят перед ними задачу самостоятельного выбора поставщика. При этом под покупателями имеется в виду и непосредственные его потребители (производственные предприятия и организации), и посреднические оптово-коммерческие организации, обслуживающие рыночный оборот.
Чтобы реализовать право выбора поставщиков необходимо иметь варианты выбора, т.е. на рынке должно быть несколько поставщиков, предлагающих к продаже одинаковую продукцию (поставщики-изготовители, торгово-коммерческие посредники).
Покупатели должны иметь полную и достоверную информацию о продаваемых товарах и услугах, условиях их приобретения (количество, цена, качество, партии и способы доставки, оказываемые при поставках услуги). Эта информация необходима покупателям для сравнительной оценки стоимости и условий приобретения продукции от разных поставщиков.
Необходимо хорошее налаживание транспортно-складское обслуживание процесса товародвижения – организация контейнерных и пакетных перевозок мелких и посылочных отправок, смешанных перевозок. Транспортно-складской сервис создает дополнительные условия для доставки товаров и возможности участия торговых посредников.
Говоря об экономико-организационной среде, в которой потребитель решает логистическую задачу выбора поставщика, надо также отметить еще одну весьма существенную ее особенность по сравнению с ранее действующими условиями. Добавляются еще и новые каналы приобретения продукции – ярмарки, аукционы, а также товарные биржи. Каждый канал приобретения ресурсов обслуживает определенные сегменты рынка и характеризуется своей спецификой. Так, ярмарки, на которых может реализоваться практически любая продукция массового потребления, позволяют потребителю одинаково ознакомиться с образцами и каталогами продукции, вступив в непосредственный контакт с представителями поставщиков, определить условия этой поставки (объемы, цену и сроки поставки партии, отгрузки) и на этой основе выбирать себе поставщика. Товарные биржи, которые должны специализироваться на реализации стандартной продукции (главным образом сырья и материалов), дают возможность потребителю приобретать отдельные ее партии с учетом стоимостного фактора. Через аукционную продажу могут быть приобретены единичные экземпляры или мелкие партии продукции, идущей на ремонтно-эксплуатационные нужды или производственное или социальное развитие предприятий.
В рыночных условиях логистические методы решения задачи выбора поставщика связаны с анализом конъюнктуры рынка: степени дефицитности продукции, продажных цен, наличия альтернативных каналов приобретения, частоты предложения и т.д.
Основные положения, определяющие выбор поставщика продукции в рыночных условиях, могут быть сформулированы следующим образом.
Каждый поставщик – непосредственный изготовитель, коммерческо-посредническая организация, мелкооптовый магазин – самостоятельно определяет экономически целесообразные для него объемы реализации (партии отгрузки, отпуска) продукции покупателям. При этом изготовитель определяет минимальный, а оптовые посредники – минимальный и максимальный размеры реализуемых ими партий продукции по заказу – договору в целом и единовременным поставкам.
Стоимость продажи формируется по затратному принципу и определяется:
- объемом реализации (заказа, договора) в целом на период действия договора.
- Условиями реализации, определяющими размеры (партионность), частоту и условия поставки (доставки) продукции,
- Набором и стоимостью оказываемых покупателям пред- и послепродажных услуг,
Имеется два основных критерия выбора поставщика:
1. Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы и т.д.
2. Качество обслуживания включает качество продукции и надежность обслуживания (гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течении заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушение сроков доставки, вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребления.
Существуют также прочие критерии выбора поставщика:
1. удаленность поставщика от потребителя,
2. сроки выполнения текущих и экстренных заказов,
3. наличие у поставщика резервных мощностей,
4. организация управления качеством продукции у поставщика,
5. психологический климат в трудовом коллективе поставщика,
6. риск забастовок у поставщика,
7. способность поставщика обеспечить поставку запчастей в течении всего срока службы поставленного оборудования,
8. кредитоспособность и финансовое положение поставщика.
Выбор поставщика, а также получение и оценка предложений осуществляется по следующей схеме:
Выбор поставщика

Конкурсные Письменные
торги переговоры
(тендеры)
Твердая Свободная
оферта оферта
1. Конкурсные торги проводят в том случае, если предприятие предполагает закупить материалы на очень большую сумму или предполагает установить долгосрочные связи. Проведение тендера включает следующие этапы:
· реклама, т.е. привлечение участников,
· разработка тендерной документации,
· публикация тендерной документации,
· приемка и вскрытие тендерных предложений (правила участия),
· оценка предложений,
· подтверждение квалификации участников торгов,
· предложение и присуждение контракта.
Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.
2. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем. Первый вариант письменных переговоров – когда инициатором является поставщик продукции. Он направляет письма предполагаемым потребителям, в которых описывает свои предложения, которые называются оферты.
Оферты включают:
1) наименование фирмы-поставщика
2) наименование материалов,
3) цену,
4) количество возможных поставок (партии), их качество,
5) условия обслуживания и сроки доставки,
6) характеристику тары и упаковки,
7) порядок приемки сдачи,
8) ответственность сторон,
9) юридические адреса сторон.
Твердая оферта направляется только одному покупатель с указанием срока действия оферты, в течении которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течении этого срока считается за отказ. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам.
Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно – информационное обеспечение.
При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатором вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческие письма или запросы. В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, тара, требуемое количество и качество и прочее.), кроме цены, которая указывается и появляется в ответном предложении.
Таким образом, в рыночных условиях при наличии альтернативных вариантов приобретения продукции преобразуется для покупателей в выбор каналов приобретения, ориентируясь на стоимость выполнения поставщиками заказов и уровень его обслуживания.
Используя логистические методы для формализации процедур выбора поставщиков по критерию минимума расходов, можно использовать матричную модель, по строкам которой указываются объемы заказа и условия поставки (партионность, частота, гарантированные периоды, транспортные средства и упаковка, оказываемые услуги и т.д.), по столбцам – поставщики одноименной продукции, а на пересечении строк и столбцов – продажные цены и тарифы. Определяя наименьшие затраты по столбцам покупатель может выбирать потенциального поставщика (каналы приобретения). Окончательный выбор поставщика производится с учетом качественных характеристик уровня обслуживания, которые могут быть оценены по бальной системе.