Проблематика выбора поставщиков

Выбор поставщиков является одной из основных задач управления поставщиками. Некоторые менеджеры не до оценивают значение выбора «правильного» поставщика для эффективного функционирования компании и цепи поставки в целом. На сколько хорошо с точки зрения логистики снабжения поставщики справляются с выполнением своих функций может зависеть успех компании покупателя в обеспечении потребителей качественными товарами и услугами. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира по крайней мере половина проблем связанных с качеством возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компании-поставщики. Поэтому эффективное решение задачи выбора поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании. Прежде чем выбрать источник снабжения необходимо собрать максимально полную информацию обо всех потенциальных поставщиках.

Источниками такой информации могут быть:

Ø Каталоги и прайс-листы;

Ø Торговые журналы;

Ø Поисковые системы, Интернет;

Ø Изучение рекламных материалов:

§ фирменные каталоги

§ объявления в СМИ

Ø Местные источники (например действующие на данной территории юридические лица);

Ø Объявления о конкурсах (тендерах);

Ø Выставки и ярмарки (Экспо-центр, ВВЦ и т.д.);

Ø Торговые представительства;

Ø Торги и аукционы;

Ø Торговые директории (желтые страницы);

Ø Банки и финансовые институты;

Ø Переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

Ø Информационные агентства (РБК);

Ø Конкуренты потенциального поставщика;

Ø Собственное расследование (к собственному расследованию можно отнести след. мероприятия: неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами; неформальные и личные контакты и переписку с возможными поставщиками; общение с конкурентами потенциального поставщика)

За рубежом основными источниками информации по поставщикам служат общедоступные и информативные справочники (каталоги, прайс-листы, торговые журналы и т.д.). Однако особое внимание в настоящее время уделяется Интернету.

При выборе, отборе поставщиков для промышленных фирм в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия факторам (критериям), которые могут включать полностью, либо частично следующий набор:

1) Надежность поставки;

2) Цена;

3) Соответствующие гарантии качества;

4) Производственные мощности поставщика;

5) Местоположение

6) Финансовое положение компании

7) Технический потенциал

8) Возможность компромиссов

9) Наличие информационной системы связи и обработки заказов

10) Послепродажный сервис

11) Репутация и роль в своей отрасли

12) Деловая инициативность

13) Управление и организация

14) Контроль деятельность

15) Отношение к покупателю

16) Имидж

17) Оформление товара (упаковка)

18) Трудовые отношения на предприятии

19) Деловой опыт

20) Вспомогательная литература

21) Взаимность выгод и интересов

Окончательный выбор поставщика осуществляет лицо принимающее решение в отделе логистики закупок. Как правило такой процесс не может быть полностью формализован.

Расчет рейтинга поставщика:

Оценка того, либо иного поставщика возможна с помощью математических методов. Для этих целей выбираются ключевые параметры (например: цена, надежность поставки, качество продукции, гарантия и т.д.). Далее каждому параметру присваивается вес (удельный вес критерия). Следующим этапом производится экспертная оценка каждого критерия с присвоением ему, соответствующего балла от 1 до 10. В заключении производится перемножение бальной оценки и удельного веса с последующим сложением и формированием суммы баллов по каждому поставщику.

Среди наиболее распространённых методов выбора поставщиков можно отметить: метод рейтинговых оценок, метод оценки затрат, метод доминирующих характеристик, метод категории предпочтения.

Метод доминирующих характеристик заключается в том, что выбирается один (любой) самый главный параметр (качество, цена и т.д.) и принимается решения о выборе поставщика в соответствии с лучшим показателем по одному решению.

Метод оценки затрат этот метод иногда называют затратным коэффициентным или методом миссий. Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делят на несколько возможных вариантов (миссий) и тщательно рассчитывают все расходы и доходы для каждого из них. В результате получают исходный материал для сравнения и выбора или изменений вариантов решений. При выборе поставщиков отдельно рассчитываются все возможные издержки на снабжение, а также доходы (выигрыши) в рамках логистической цепи поставщик – потребитель. Затем из набора вариантов по критерию общей прибыли. По существу эта разновидность метода ранжирования важности критериев по стоимости. Метод содержателем в отношении факторов и их стоимостной оценки и направлен на идентификацию суммы, в которую обойдется выбор того, или иного поставщика. Недостатком метода является необходимость большого объема информации и проведения анализа по каждому поставщику.

Метод категории предпочтения. В этом методе оценка поставщика в том числе и выбор способа оценки зависит от информации стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерный службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Производственные отделы фирмы – о простоте и удобстве непосредственного использования материальных ресурсов в производственном процессе. Диспетчерская докладывает о своевременности поставки сырья от конкретного поставщика на объект. Экономисты – о влиянии себестоимости исходного сырья, материальных ресурсов на себестоимость готовой продукции. Применение такого метода подразумевает наличие информации из множества источников – обширной и разнообразной информационной базы рассматривающей каждый фактор наравне с остальными. В тоже время для фирмы ключевым является какой-либо один либо несколько важных факторов.

Метод рейтинговой оценки. Метод рейтинговых оценок является разновидностью метода категории предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика, их значимость обычно устанавливают экспертным путем сотрудники службы снабжения (закупок) и (или) привлеченные эксперты. Итоговое значение рейтинга определяется суммированием произведений значимости (веса) критерия на его экспертную бальную оценку (например по 10-ти бальной шкале) для конкретного поставщика. Если рейтинговая оценка дает по основным критериям одинаковые результаты для двух и более поставщиков, то процедура повторяется уже с использованием дополнительных критериев оценки. Метод рейтинговой оценки можно представить в виде следующей укрупненной блок схемы: (СЛЕД. СТРАНИЦА)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: