Важность выбора поставщика объясняется двумя основными факторами: на современном этапе функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов; поставщик должен быть прежде всего надежным партнером, а не противником. Выбор поставщика проходит в несколько этапов:
1. Идентификация или переоценка потребностей. Процесс снабжения начинается с определения связей, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными подразделениями, которые потребляют закупаемые материальные ресурсы. В случае, если изменяются выходные параметры производства (т.е. ассортимент готовой продукции или ее товарные характеристики), также пересматриваются все входные параметры.
2. Определение и оценка требований потребителей готовой продукции, куда входят объемы, размеры и параметры поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры.
3. Решение «делать или покупать». Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо решить вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить определенные виды материальных ресурсов, чем покупать у других. В этом случае для принятие решения основано на оценке затрат и достижимого уровня качества.
|
|
4. Определение типов закупок. В настоящее время существует три основных вида закупок: установившиеся закупки (закупки у традиционных, проверенных временем поставщиков), модифицированные закупки (закупки в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки (вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя.
5. Анализ поведения рынка. Знание и анализ рынка поставщиков помогают определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы.
6. Идентификация всех возможных поставщиков - предполагает определение всех возможных определенного вида материальных ресурсов. Важным моментом является включение в этот список тех фирм-поставщиков, услугами которых ранее не закупаемых материальных ресурсов -заключается в сравнении предлагаемого поставщиками пользовались.
7. Предварительная оценка возможных источников качества материальных ресурсов и сервиса с требуемым. Такую оценку должны проводить эксперты как производственного, так и логистического менеджмента.
8. Окончательный выбор поставщика. После уменьшения количества возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся поставщики оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы в материальных ресурсах. Для окончательного выбора поставщика используется многокритериальная оценка, включающая такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса, соответствие логистической концепции поставщика логистической концепции потребителя.
|
|
9. Доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис – учитывает оформление договорных отношений, передачу прав собственности на материальные ресурсы, процедуры заказов, транспортировки, переработки грузов, хранения, складирования.
10. Контроль и оценка выполнения закупок. После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества материальных ресурсов.