РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине «Логистика»
Группа_____________________
ФИО__________________________________
Тема 1. Введение в логистику: история, основные понятия
1. Изучите использование в экономике опыта военной логистики.
2. Раскройте причины востребованности логистики в экономике развитых стран.
3. Почему реальная возможность широкомасштабного применения логистики в экономике сложилась лишь в конце ХХ века?
Тема 2. Методологический аппарат логистики
Задача 1: ABC и XYZ-анализ
Дифференциация объектов управления в логистике: АВС анализ (метод Парето, метод 20/80), XYZ анализ в логистике.
Цель занятия – приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в логистике
Описание ситуации
В целях укрепления позиции на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Свободных складских помещений также нет.
|
|
Перед службой логистики была поставлена задача сокращения общего объема товарных запасов с целью сокращения затрат на их содержание и высвобождения ресурсов для расширения ассортимента.
Снижение запасов при этом не должно отразиться на уровне клиентского сервиса, т.е. на готовности компании к поставке товаров потребителям.
Торговый ассортимент фирмы, годовые и квартальные объемы продаж по отдельным позициям представлены в табл. 1.
Норма запаса, установленная в компании, составляет 20 дней:
Зср=20 дней,
т.е. средний запас рассчитан на 20 дней работы. Число рабочих дней в году составляет в компании 330 дней:
N=330дней/год
Норма запаса одинакова по всем позициям ассортимента. Годовые затраты на хранение в компании в среднем составляют 30 процентов от стоимости среднего запаса:
М=0,3 ед./год,
где М — доля затрат на хранение в стоимости среднего запаса.
Выполняя задание руководства служба логистики разделила весь торговый ассортимент на три группы А, В и С по признаку доли в реализации, а затем предложила новые, дифференцированные нормативы среднего запаса:
• для товаров группы А (лидеры в реализации) – сократить норму запаса и довести её до 10 дней,
• для товаров группы В (средняя доля в реализации) норму запаса оставить без изменения – 20 дней,
• для товаров группы С (очень низкая реализация) увеличить норму запаса, доведя её до 30 дней.
Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу АВС
Задание 2. Определить величину снижения затрат на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса для групп А, В и С.
|
|
Задание 3. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ
Задание 4. Построить матрицу АВС-XYZ анализа, сделать предложения по системам управления запасами для товарных позиций групп АХ, АY, AZ, а также группы В и группы С.
Таблица 1
Исходные данные для проведения анализа АВС и анализа XYZ (руб.)
№ позиции | Наименование продукта | Годовая реализация продукта, тыс. руб. | Реализация за квартал | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |||
Батончик "Марс" | ||||||
Батончик "Милки Уэй" | ||||||
Батончик "Несквик" | ||||||
Батончик "Твикс" | ||||||
Баунти молочный | ||||||
Жевательная резинка "Бумер" | ||||||
Жевательная резинка "Дирол" | ||||||
Жевательная резинка "Минтон" | ||||||
Жевательная резинка "Стиморол" | ||||||
Жевательная резинка "Супер" | ||||||
Изюм | ||||||
Инжир | ||||||
Кетчуп "Болгарский" | ||||||
Кетчуп "Монарх" | ||||||
Киндер-сюрприз | ||||||
Кофе "Арабика" молотый | ||||||
Кофе растворимый "Нескафе Голд" | ||||||
Кофе растворимый "Нескафе Классик" | ||||||
Кукурузные хлопья с сахаром | ||||||
Лапша "Доширак" | ||||||
Миндаль в шоколаде | ||||||
Мюсли | ||||||
Рис длинный | ||||||
Рис круглый | ||||||
Сахар-песок фасованный | ||||||
Сникерс | ||||||
Суп гуляш мгновенного приготовления | ||||||
Торт вафельный | ||||||
Чай Ахмад | ||||||
Чай индийский | ||||||
Чупа-Чупс | ||||||
Шоколад "Аленка" | ||||||
Шоколад "Альпен Голд" с орехами | ||||||
Шоколад "Вдохновение" | ||||||
Шоколад "Восторг" | ||||||
Шоколад "Колокольня" пористый | ||||||
Шоколад "Кофе с молоком" | ||||||
Шоколад "Мишка косолапый" | ||||||
Шоколад "Несквик" | ||||||
Шоколад "Нестле Классик" | ||||||
Шоколад "Путешествие" | ||||||
Шоколад "Ретро" | ||||||
Шоколад "Экстра" | ||||||
Шоколад "Российский" | ||||||
Шоколад "Сказки Пушкина" | ||||||
Шоколад "Сударушка" | ||||||
Шоколад Воздушный белый пористый | ||||||
Шоколад с арахисом | ||||||
Шоколад с кокосом | ||||||
Шоколадный напиток "Несквик" | ||||||
ИТОГО |
Методические указания по выполнению заданий 1-4 приведены в рекомендованном практикуме по логистике [Гаджинский А. М. Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. — 8-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.], тема 3.
Рекомендации по порядку выполнения практического занятия
В аудитории выполняются задания 1 и 2, а также разбирается порядок выполнения заданий 3 и 4. Расчеты по заданиям 3 и 4 выполняются студентами в рамках самостоятельной работы по теме 2 курса дисциплины. Расчеты желательно выполнять на компьютерах с использованием программного обеспечения Excel.
|
|