Сидите, шьете.
Ой, иголка вдруг упала!
Как теперь ее найдешь?
Стой!
Куда же ты пропала?
От меня ведь не уйдешь!
Здесь, наверно?
Нет, не видно!
Под столом ты?
Нет.
Обидно!
Верно, спряталась
в паркет?.
И в паркете
тоже нет.
Да, как видно, мало толку —
Не найти
мою иголку!..
Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищите иглу), следите за свободой звучания.
Наклонили голову. Нагибаетесь все ниже, ниже. Приседаете.Поворачиваетесь к зрителю спиной... Но зритель должен слышать при любом положении. Если звук "летит", значит, сохранена
фонационных путей, есть "опора" звука.
Как оправдать активное звучание речи? Допустим, торопитесь на пришиваете последнюю пуговицу к новому платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи - результат активной реакции организма на случившийся факт, активной оценки его.
Упражнение «За грибами»*.
Я в лесу: грибной сезон.
Раз — наклон и два — наклон,
Три... Закрыто дно лукошка.
|
|
Соберу еще немножко... Гриб, еще... И тут... И здесь!
Сколько раз пришлось присесть!
Вот грибов уже как много,
Только... Где ж домой дорога?
Есть тут кто-нибудь? А-ууу!
Заблудился! Пропаду.
Вижу гриб... На мой похоже...
И второй... И третий тоже...
Дырка у меня в корзине.
Растерял грибы, разиня!
Но теперь я без опаски
Попаду домой, как в сказке!
И с дырявою корзинкой
Я иду грибной тропинкой!
Приседать, нагибаться, тянуться за грибом и не терять свободы звучания голоса. Уметь, отворачиваясь от зрителей, прибавлять силу звука и убавлять ее, когда поворачиваешься к зрительному залу.
Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном положении шеи (запрокинутой голове) в следующем упражнении.
Упражнение «Яблочко».
Ах, яблочко румяное.
Тебя сейчас достану я,
Висишь вот только высоко —
Сорвать тебя не так легко.
Раз!:
Недопрыгнул...
Два!
Опять!..
Нет, должен я тебя сорвать!
Три!
Есть! Ага, в руке моей!..
Попробуем... Тьфу!
Нет кислей!
Свобода фонационных путей остается и при запрокинутой назад голове (разглядываете), и при трех прыжках (со словами: «раз! два! три!»), при резком движении рукой или ногой, которые
отбрасывают кислое яблоко. Движения все естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том, или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма. Упражнение «Солнце»*.
Задравши голову, стою,
С веселым Солнцем говорю:
Ах, Солнышко лучистое!
Перед тобою выстою!
Ты в полдень в небе высоко —
Я говорю с тобой легко.
Свободен голос у меня, —
Законы речи знаю я!
Ты слышишь, Солнце,
не хриплю!
Я "на опоре" говорю!