Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:
сО скакАлкой Я скачУ,
НАучИться ЯхочУ
ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы
ЗвУк держАть онО моглО бы,
ГлУбокО, ртмИчно бЫло
ИменЯнепОдводИло.
Я скачУ без пЕредЫшки
И не чУвствуЮ одЫшки,
ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,
И не прЫгаЮя слОвно.
РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз!..
МОжно прЫгать цЕлый чАс...
Кончил прыгать, вижу я:
Речь легко звучит моя.
В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение
Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.
Тренируйте голосовые навыки еще в ряде упражнении, целевая установка которых та же - научиться "сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха. Воздух сам "втекает" в легкие, потому что плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в легких. Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь с движениями, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приеме «подлаивания», обеспечивающим опору звука.
Упражнение «Зарядка» *.
Чтобы голос был в порядке,
Проведу сейчас зарядку.
Влево — вправо поворот.
А теперь наоборот.
Приседаю, поднимаюсь.
Пригибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю,
Но свободно говорю!
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести
И двумя ногами сразу,
И на левой, и на правой,
На одной и на другой -
Нет одышки никакой!
Упражнение «Петухи»*.
1-й петух: Кукареку!
Кукаре?
2-й петух: Почему ты во дворе?
Буду здесь хозяин я,
1-й петух: Кукареку!
2-й петух: Куд-куда?
Самозванец!
Проучу Лезть в начальство отучу!
(наступает на первого петуха, завязывается драка).
1-й петух: Кука-ре... Сдаюсь, сдаюсь!
В рядовых я остаюсь!
2-й петух: Кукарекать не умеешь,
А мечтать о власти смеешь!
Где «опора»? Где басок?
«Петушиный» голосок
Мой же голос за реку
Полетит:
Кукареку!
Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом "выбрасывания" воздуха.
Упражнение "Мушкетеры"*.
1 -й Вас вызываю я на бой!
2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой!
1-й Укол!
2-й Отбил.
1-й Укол!
2-й Отбил,
1-й Укол!!!
2-й Не тратьте столько сил.
Вот мой укол!
1-й Ой-ой! Попал!
2-й Сдаешься?
Драться пыл пропал?
Поди, дружочек, охладись,
И фехтоваться подучись!
Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительное восприятие сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.