Общая динамика изменения прав, льгот и социальных гарантий военнослужащим Российской Федерации на законодательном уровне

Отчет

О выполненной работе по договору подряда

Подготовка аналитических материалов для принятия решения о целесообразности разработки проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Выполнил: Левшин Николай Николаевич

Общая динамика изменения прав, льгот и социальных гарантий военнослужащим Российской Федерации на законодательном уровне

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статьям 2 и 18 Конституции РФ обязанностью государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая особый публичный характер военной службы, как вида государственной службы, с целью законодательной регламентации совокупного объема прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих, начиная с 1993 года в РФ дважды принимались федеральные законы «О статусе военнослужащих».

Первый Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года №4338-1 (в ред. от 24.11.1995 года) действовал с 01.01.1993 года по 01.01.1998 года и отличался завидной стабильностью, действие его норм не приостанавливалось. Всего однажды указанный закон претерпел изменение – Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» была расширена норма, пункта 9 статьи 15 закона, предоставляющая военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляла 20 лет и более, льготу на 50-процентную оплату жилья, коммунальных услуг, установку квартирных телефонов и абонентную плату за пользование ими.

Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оказался менее стабильным, чем одноимённый первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов. С момента принятия указанный закон уже более 30 раз претерпевал существенные изменения. Следовательно, вести речь о законодательной стабильности статуса военнослужащих не приходится, причём нередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

Дело в том, что часть 2 статьи 55 Конституции РФ запрещает только издание законов, отменяющих и умаляющих права и свободы человека и гражданина, но не запрещает принятие законов, ухудшающих правовое положение человека и гражданина, по сравнению с ранее действующим законодательством.

Наиболее существенно были ухудшены права военнослужащих и военных пенсионеров трижды: с 01 июля 2000 года, с 1 июля 2002 года и с 1 января 2005 года.

Статьей 6 Федерального Закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» из пункта 2 статьи 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» была исключена норма, согласно которой оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. В результате размер оклада денежного содержания военнослужащих перестал зависеть от минимального размера оплаты труда (МРОТ) и увеличения МРОТ, что впоследствии крайне негативно, если не катастрофически сказалось на материальном положении военнослужащих и военных пенсионеров.

Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Рос­сийской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» с 01 июля 2002 года отменены:

- выплаты военнослужащим, проходящим службу по контракту, денежной ком­пенсации в размере удерживаемого с их денежного довольствия налога на до­ходы физических лиц (НДФЛ);

- ежемесячной надбавки в размере от 25% до 50% от пенсии, которая могла быть назначена военнослужащим, имеющим право на такую пенсию;

- из Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» было исключено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, временно исполняющих помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям ещё и обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом, на ежемесячную доплату к денежному довольствию в размере до 50% оклада по дополнительно исполняемой воинской должности.

- норма пункта 10 статьи 15 Фе­дерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащие, проходящие военную службу по кон­тракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребы­вания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживаю­щие с ними члены их семей имели право на льготную оплату в размере 50%: общей площади занимаемых ими жилых помещений, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллек­тивными телевизионными антеннами, пользование теле­фоном.

Указанная льгота сохранена только членам семей военнослужащих, по­гибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходящих военную службу по контракту и погибших (умерших) по­сле увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организа­ционно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность воен­ной службы 20 лет и более, а также для военных пенсионеров, которые в соот­ветствии со статьёй 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ве­теранах» являются ветеранами военной службы. Указанная льгота распространяется исключительно на самих пенсионеров по старости, но не применяется в отношении членов их семей, которые теперь лишены права на 50%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Федеральным законом от 07.08.2000 года №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» с 01.01.2001 года в ряд законов, регулирующий статус военнослужащих выплаты, исчисляемые из размера МРОТ, установлены в твердой сумме, исходя из размера 100 рублей взамен МРОТ. В частности, до сих пор, денежная компенсация, установленная военнослужащим, военным пенсионерам и членам их семей пунктом 4,6 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» выплачивается исходя из размеров, установленных с 2001 года.

Также с 01 июля 2002 года были отменены преимущества, закрепленные пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужа­щих» и статьёй 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в части запрета штрафовать и лишать права управления транспортными средствами за некоторые виды административных правонарушений.Правовая норма, содержащая запрет наложе­ния штрафов сохранена только одной категории военнослужащих – тем, кто проходит военную службу по призыву.

Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ с 01.07.2002 года приравнены должностные оклады, а с 01.01.2003 года оклады по воинскому званию военнослужащих к окладам соответствующих категорий государственных служащих. При этом оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации.

Соответственно при повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Также с 1 июля 2002 года произошло увеличение размеров надбавки за выслугу лет, установленной пунктом 6 статьи 13 Феде­рального за­кона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ис­числяемой в процентах от окладов по воинской должности и воинскому зва­нию при выслуге лет до 70%.

На основании Указа Президента РФ от 29.12.2001 года №1510 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военно­служащих» военнослужащим с 01.01.2002 года были увеличены предельные размеры над­бавки военнослужащим за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 50 до 70% от оклада по воинской должности.

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1509 «О дополнительных мерах по материальному стимулированию некото­рых кате­горий военнослужащих » военнослужащим, про­ходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должно­сти командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, с 01.01.2002 года установлена ежемесячная надбавка за командо­вание (руководство) во­инскими подразделениями и воинскими частями. По­рядок выплаты указанной надбавки определен приказом Министра обо­роны Российской Федерации от 24 января 2002 г. № 33, согласно которому размер этой надбавки составляет от 200 до 500 рублей в зависимости от занимаемой должности

Одновременно с отменой ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей исполнительная власть инициировала практику временного приостановления действия отдельных льгот.

Впервые приостановление действия прав военнослужащих, регламентированных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» было апробировано при принятии Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год». Тогда с 1 января 2002 года было приостановлено на год действие абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части выплат за счёт федерального бюджета денежной компенсации за поднаём жилья гражданам, уволенным с военной службы по льготным основаниям и не обеспеченным в трёхмесячный срок органами местного самоуправления жилыми помещениями по избранному месту жительства. Следует отметить, что ни в 2003 году, ни в 2004 году право лиц, уволенных с военной службы на получение указанной денежной компенсации из средств федерального бюджета, так и не было восстановлено.

Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ Конституция РФ и законы подлежат неукоснительному исполнению на территории РФ. Согласно же части 3 статьи 104 Конституции РФ законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства российской Федерации.

Тем самым, сложившаяся в 2002-2004 годах практика, когда приостановление действия льготы военнослужащих на один год продлевалось и на последующие годы породило парадоксальную ситуацию, при которой льгота не отменялась, но её действие замораживалось на длительный период, с чем с годами смирялись не только законодатели, но и сами льготополучатели – военнослужащие, что в последствии позволило законодателям отменить большинство из ранее приостановленных льгот военнослужащих при полном нарушении Конституции РФ.

Конец такому законодательному произволу был положен Постановлением от 23.04.2004 года N 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете и приложений к ним, в силу которой приостановление федеральным законом о федеральном бюджете положений федеральных законов, устанавливающих материальные гарантии социальных прав военнослужащих (и граждан, уволившихся с военной службы), связанные с расходами Российской Федерации, допустимо в исключительных случаях и только при соблюдении конституционных критериев такого регулирования.

Следующим этапом существенного изменения социально-правового статуса военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей стало реформирование с 01.01.2005 года всей системы социального обеспечения в Российской Федерации, путем замены значительного количества льгот и гарантий, предоставляемых в натуральном виде на денежные компенсационные выплаты.

Такая реформа была прозвана в широких слоях населения «монетизацией» льгот.

Что же потеряли и что приобрели военнослужащие, военные пенсионеры и члены их семей в результате такой «монетизации»?

Ревизия социального законодательства существенно изменила и Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в который внесено порядка 70 изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 года Что же это за изменения и насколько они минимизируют ранее применявшиеся льготы военнослужащих и членов их семей?

С 1 января 2005 года были отменены следующие 18 льгот, которыми ранее пользовались военнослужащие и члены их семей:

1) право военнослужащих на получение продовольственного пайка (кроме проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

2) право военнослужащих на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения;

3) право военнослужащих и членов их семей на приобретение через сеть военной торговли промышленных и продовольственных товаров, продуктов питания по льготным ценам;

4) право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также лиц, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вступивших в ЖСК либо осуществляющих строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), на предоставление субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи;

5) право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, подлежащих увольнению с военной службы по льготным основаниям, на включение органами местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов ЖСК;

6) право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации;

7) право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, на бесплатное предоставление в собственность или пожизненное наследуемое владение по месту военной службы земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства;

8) право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также граждан, уволенным с военной службы по льготным основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, на бесплатное предоставление по месту военной службы или избранному месту жительства в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства;

9) право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, на приобретение высвобождаемого военного имущества по сложившимся ценам с учетом износа и предоставляемых налоговых льгот;

10) право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, на освобождение от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц;

11) право военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, и членов их семей на освобождение органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты местных налогов и сборов;

12) право военнослужащих, увольняемых с военной службы по льготным основаниям и проходящих профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, на возмещение расходов, связанных с профессиональной переподготовкой;

13) право граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, на получение беспроцентного кредита на строительство жилого дома и приобретение товаров длительного пользования;

14) право членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, на преимущество по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на прием в садоводческие товарищества (кооперативы);

15) право членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, на предоставление льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков;

16) право членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, на освобождение от уплаты налогов на имущество физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность в порядке наследования, а также от уплаты земельного налога;

17) право родителей, супругов и несовершеннолетних детей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, на получение бесплатной медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях;

18) норма о том, что на военнослужащих-женщин, которым предоставлен отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком, распространяются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Отменённый пакет социальных льгот военнослужащих и членов их семей в денежном эквиваленте составил не менее 3 тысяч рублей ежемесячно. Так, только ежемесячная закупочная стоимость продовольственного набора общевойскового продовольственного пайка в 2006 году составляет порядка 1680 рублей, примерно столько же составляет ежемесячный проезд на городском и пригородном общественном транспорте в крупных городах.

Взамен военнослужащие, граждане уволенные с военной службы получили следующее:

С 1 января 2005 года взамен отменённых льгот военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, был увеличен до 120% размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, составлявшей ранее до 70% оклада по воинской должности. Для офицеров, проходящих военную службу по контракту в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях указанную надбавку увеличили до 160%, а солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам – до 200 % оклада по воинской должности, но с вычетом подоходного налога с этих сумм!

Практически во всех случаях, когда в нормах Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» содержались указания на конкретный размер (в денежном, процентном или ином выражении) предоставляемых льгот или выплачиваемой компенсаций, такие нормы с 1 января 2005 года были заменены указаниями о полномочиях Правительства России или федерального ведомства определять порядок и размер их предоставления.

Так, в 15 случаях вместо ранее чётких и понятных норм о конкретных льготах вводятся бланкетные нормы, согласно которым с 1 января 2005 года реализация социальных гарантий осуществляется в размере и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации в том числе:

1) размер и порядок получения военнослужащими выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости;

2) размер стоимости продовольственного пайка для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

3) размер выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (ранее закон предусматривал выплату указанной компенсации в размере полной стоимости продпайка, однако последние 5 лет выплаты были заморожены и осуществлялись из расчёта не более 20 рублей в сутки);

4) размер и порядок получения военнослужащими (по перечню категорий) денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (ранее закон предусматривал выплату указанной компенсации в размере стоимости предметов вещевого имущества);

5) порядок возмещения учреждениям государственной или муниципальной систем здравоохранения расходов по оказанию в неотложных случаях медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы (ранее такие расходы должны были возмещаться военным ведомством);

6) порядок оказания медицинской помощи членам семей офицеров, а также лицам, находящимся на их иждивении, в военно-медицинских учреждениях;

7) размер и порядок получения военнослужащими выплаты для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (ранее такая норма в законе отсутствовала);

8) порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки (ранее указанные расходы возмещались в полном объёме);

9) размер и порядок обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму (ранее проезд был бесплатным);

10) порядок осуществления расходов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы (ранее они были освобождены от уплаты госпошлины);

11) порядок осуществления расходов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по оплате адвокатских услуг и юридических консультаций (ранее такого рода услуги осуществлялись бесплатно);

12) размер и порядок получения гражданами, уволенными с военной службы по льготным основаниям, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более, денежной компенсации в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц (ранее они освобождались от уплаты указанных налогов и имели право на бесплатное получение земельных участков);

13) нормы и порядок ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца (ранее он осуществлялся бесплатно);

14) порядок и размеры компенсационных выплат членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, по оплате квартирной платы и жилищно-коммунальных услуг (ранее они имели право на ежемесячную 50%-ную денежную компенсацию указанных расходов);

15) порядок и размеры компенсационных выплат членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, по оплате установки квартирных телефонов по действующим тарифам (ранее они имели право на 50%-ную денежную компенсацию указанных расходов).

Ещё в 2 случаях введены бланкетные нормы об установлении размеров и порядка реализации социальных гарантий Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Так, теперь Министерством обороны Российской Федерации определяется размер и порядок дифференциации размера ежемесячной надбавки военнослужащим за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (до 200 % оклада по воинской должности) в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы. Также решением Министра обороны Российской Федерации теперь устанавливается размер и порядок выплат расходов военнослужащим - гражданам на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные детские дошкольные учреждения.

С 1 января 2005 года из Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в 19 случаях изъят термин «льгота», который, как правило, предполагает норму прямого действия (например, бесплатный проезд на транспорте). Взамен введён термин «социальные гарантии», который предполагает установление денежных компенсаций взамен упразднённых натуральных льгот.

В ряде случаев конкретный термин «обязаны» заменён на термин «вправе», в результате чего правовая норма уже не носит императивного (повелительного) характера и может не исполняться, если нет на то соответствующих условий. Так, в пункте 12 статьи 15 комментируемого закона обязанность органов местного самоуправления в первоочередном порядке предоставлять соответствующим категориям военнослужащих право на вступление в жилищно-строительные кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, заменена на право совершать указанные действия, что, впрочем, можно уже и не делать.

Любое уменьшение объёма социальных гарантий военнослужащих и членов их семей не соответствует базовому принципу законодательного регулирования вопросов социальной защиты в Российской Федерации. Данное положение подтверждается и Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем определении от 4 июля 2002 года № 184-О отмечает, что особый правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной и правоохранительной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.

Приведенный выше анализ изменений, вносимых в законодательство о статусе военнослужащих, показывает последовательное ухудшение социально-правового положения военнослужащих, апофеозом которых стала социальная реформа, начавшаяся 01.01.2005 года.

Вместе с тем все изменения социального статуса военнослужащих должны учитывать гарантии, установленный Соглашениями Стран СНГ:

1. СОГЛАШЕНИЕМ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О СОЦИАЛЬНЫХ И ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ

С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ (Минск, 14 февраля 1992 года)

2. СОГЛАШЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ и СОГЛАШЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА, ОБЪЕДИНЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (Ташкент, 15 мая 1992 года)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: