Понятие социальной установки

В западной с.п. для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов превратились в самостоятельную область с.п., кот. явл-ся одной из самых разработанных областей в западной с.п. Впервые в 1918г. амер. Томасом в социально- психологическую лит-ру было введено понятие аттитюд, кот. было определено как «психологичесское переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Терстоуном выделены 4 функции аттитюдов:

1)приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – атттитюд направляет субъекта к тем объектам, кот. служат достижению его целей;

2)функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3)функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4)функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной многосторонней структурой.

Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (которых там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению. (См. след билет)

1935 —Олпорт:

1. опр состояние сознания и нс

2. выражающее готовность к реакции

3. организованное

4. на основе предш. опыта

5. оказывающее направляющее динамическое влияние на поведение.

Трехкомпонентная структура по Смиту 1942г:

1. когнитивный компонент (осознание объекта соц установки)

2. аффективный (эмоц. оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему)

3. поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту)

Эти 3 компонента выявлялись в многочисл. эксп. иссл-ях. Однако возникали затруднения, например, по поводу существующего расхождения между аттитюдом и реальным поведением

44. Социальная установка и реальное поведение.

Реальное поведение определяется рядом факторов. Сложно выделить влияние установки в чистом виде. по поведению можно сделать вывод о наличии определенной установки. но нельзя сделать обратного. соц установка суть предрасположенность.

Ядов: ведущая роль в регуляции поведения принадлежит диспозиции, которая включается в регуляцию в зависимости от места соответствующего ей мотива в иерархии мотивов личности. Перспектива — понимание соц. установки в ее интрапсихической форме как «личностного смысла» (См. иерархию потребностей, 46)

Эксперимент Лапьера!

При исследовании личности в с.п. важнейшее место занимает проблема социальной установки. При изучении механизма формирования социальных установок личности можно ответить на вопрос о том, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью, что предшествует развертыванию реального действия, и чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека, т.е. его реальное поведение. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. Для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию, в общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов. При этом нужно выяснить, чем определен сам выбор мотива: почему люди в опр. ситуациях поступают тем или иным образом и чем они руководствуются, когда выбирают данный мотив. Понятие, кот. в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю военных» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение».

45. История исследований социальных установок.

Исследование соц. установки — на перекресте между исследованиями общей и соц. Y формирование соц. установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный соц опыт преломлен личностью и проявляет себя в действиях и поступках?

Исторический экскурс: отечество:

Школа Узнадзе: уст-ка явл целостным динамическим состоянием субъекта, сост-ем готовности к определенной активности, обусл. 2-мя факторами: потребностью субъекта и наличной ситуацией. В случае повторения ситуации возникает фиксированная установка вместо ситуативной.

Мясищев: концепция отношений человека. Отношение — это система временных связей человека со всей действительностью или ее отдельными сторонами; предрасположенность к каким-то объектам, позв. ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.

Божович: направленность складывается как внутренняя позиция личности оп отношению к социальному окружению, к отдельным объектам соц. среды. Направленность личности м.б. рассмотрена как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнед-ти, вплоть до самых сложных объектов и ситуаций.

Леонтьев: личностный смысл. соц. уст-ка = личностный смысл, порождаемый отношением мотива к цели. (придется вспомнить Вилюнаса:)

Зарубёж: сопоставление понятий установки и соц. установки. (set & attitude)

Шихирев поделил развитие исследований на 4 части:

1. 1918-до WW II — введение термина, рост интереса к проблеме и числа исследований.

Томас и Знанецкий: выявили 2 зависимости: индивида от соц. организации и наоборот. Соц установка — переживание индивидом ценности объекта.

Олпорта см в бил. 43.

Тернстоун: шкалы измерения аттитюдов. (опять см 43)

2. 40-50 — упадок исследований из-за тупиковых проблем в науке

3. 50-60 — возрождение интереса и исследований, но признание тупиковых кризисного состояния исследования

4. 70-е – застой, связ. с обилием несопоставимых фактов.

эксп Y — соц уста-ка — общее целостное состояние субъекта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: