Заключение. В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение

В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Сегодняшние семьи не обладает стопроцентной устойчивостью. Наука ориентирует общество на то, чтобы принимать и понимать разные стили жизни. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя.

Неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи, увеличивается количество нервных срывов у женщин, на почве чего появляются различные заболевания, дети переживают уход одного из родителей, это сказывается на их настроении, учебе, поведении. Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане. Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что изучение российского опыта в области защиты детства свидетельствует о том, что благополучие детей и их нормальное развитие возможно при наличии обоих родителей. Социальная политика, законодательство и работа соответствующих служб должны быть направлены на укрепление семьи, создание у родителей расходов на воспитание и образование детей. Если уж случилось так, что семья стала неполной, все должны понять, что состав семьи - далеко не первоочередная составляющая душевного здоровья детей и родителя. Намного важнее психологический климат в доме, эмоциональное состояние членов семьи, их отношение друг к другу и взаимная поддержка.

Подводя итоги можно сказать, что родительский дом для ребенка — это первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Рост неполных семей в обществе порождает немалые проблемы: экономические, демографические, педагогические. Поэтому специалист по социальной работе занимает не последнее место в решении этих проблем. Благодаря деятельности специалиста многие проблемы разрешаются.

Можно сделать вывод, что именно семья оказывает решаю­щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол­ной или неполной. Ну а если семья является неполной, то органы государственной власти должны приложить все силы, чтобы помочь такой семье, а лучше способствовать уменьшению таких семей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: