Введение. Социальная работа с неполной семьей

Социальная работа с неполной семьей

Исполнитель: студентка гр Ср- 302 Масасина Т.А.

Руководитель: канд.соц. наук, зав каф С.Р Масленцева Н.Ю.

Екатеринбург

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Неполная семья как объект социальной работы…………………….6

1.1. Феномен неполной семьи…………………………………………………..6

1.2. Социально- экономические и психолого-педагогические проблемы неполных семей…………………………………………………………………12

Глава 2. Социальная работа с неполными семьями в России………………..17

2.1. Основные направления социальной работы с неполными семьями…….17

2.2. Особенности работы специалиста по социальной работе в неполной семье……………………………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….29

Список источников и литературы………………………………………………32

Введение

Социально-экономические изменения последних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни общества. Одно из главных последствий изменений – обострение социальных проблем и ухудшение положения российской семьи. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, так как все проблемы от финансовых до психологических родитель решает в одиночку. Научный интерес к неполным семьям подкрепляется тенденцией их роста в структуре современного российского общества. Вся деятельность социального государства рассматривается сегодня как обеспечение нормального функционирования российской семьи, потому что семья — это источник неубывающей силы и энергии, который позволяет входящим в нее взрослым и детям жить, развиваться, преодолевать трудности. Процесс социализации, который происходит у ребёнка, очень тесно связан с семьёй. Семья это основной институт, который оказывает особое влияние на формирование личности. Именно поэтому важным является правильная организация семьи, как части общества.

Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека - семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. Не полная семья не позволяет получить ребёнку все те навыки и умения, которыми он должен обладать к своему совершеннолетию, к моменту развития своей личности. Многие семьи с одним родителем успешно преодолевают трудности, воспитывают детей, однако для адекватной социализации детей желателен вклад в их воспитание обоих родителей. Неполная семья давно перестала быть непривычным или осуждаемым явлением. Современная женщина, родившая ребенка без мужа или ставшая одинокой матерью в результате развода, уже не воспринимается обществом как неудачница или дама легкого поведения. Однако можно ли считать такую тенденцию нормальной? Общество эволюционирует. Это неизбежно. Причем в последние сто лет эволюция происходит с беспрецедентной скоростью.

Темп жизни современного человека настолько высок, что традиционный неспешный уклад, принятый веками, не всегда может гармонично сочетаться со стремлениями отдельно взятой личности. Таким образом, брак оказывается желанным, важным, но не жизненно необходимым фактором. И там, где раньше женщина традиционно проявляла гибкость и терпение, чтобы сохранить полную семью, сегодня разрыв иногда видится наиболее приемлемым выходом из положения. Ведь гибкость и терпение требуют больших эмоционально-психических ресурсов, которые в современной жизни зачастую отдаются работе и другим сторонам самореализации.

Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.
Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Одновременно успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического и иного характера.
Все знают, что ребенку нужны оба - отец и мать. Маленький ребенок, у которого нет того или другого, настойчиво требует у оставшегося родителя найти ему недостающего. Но самое примечательное - это то, что ребенок может создать себе родителя, отвечающего многим его потребностям. Ребенок создает себе фантомный образ мамы или папы. Девочка в неполной семье фантазирует о том, какой бывает отцовская любовь, и конечно не получает ее. Мальчик хочет быть сильным как его папа, не видев его не разу. И тогда у детей в неполной семье появляется невротическая потребность в любви, как писала Хорни Карен – это преувеличенная потребность в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих людей, их советах, поддержке.[28,с 58]. Неполные семьи, входят в группу риска, поэтому им необходима поддержка многих специалистов, в том числе и помощь специалиста по социальной работе.

Объект исследования: неполная семья

Предмет исследования: основные направления социальной работы с неполной семьей.

Цель – проанализировать организацию социальной работы с неполными семьями в России

Задачи

1. Раскрыть понятие неполной семьи, типологию неполных семей.

2. Исследовать проблемы неполной семьи.
3. Выделить основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.

4. Выявить особенности работы специалиста по социальной работе в неполной семье

Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы, обобщение, индукция, дедукция, сравнение.
- эмпирические: наблюдение

Глава 1. Неполная семья как объект социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: