double arrow

Неблагополучными семьями


Методика и технология работы социального педагога с

№ 21.

В работе с семьей социальный педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Семьи относятся к неблагополучным, если не могут обеспечить безопасного, обеспечивающего постоянный уход за ребенком окружения. Такие семьи привыкли жить в ситуации кризиса и не имеют мотивации к изменениям в лучшую сторону.

Под неблагополучными семьями понимаются семьи, в которых наблюдаются социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих и т.д. Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:

– не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации со специалистом;

– не способны говорить связно ни о себе, ни о других;

– подозрительны к людям, недоверчивы;

– обладают низким уровнем знаний и практических умений по воспитанию ребенка;

– несостоятельны в жизни и непрактичны;

– постоянно испытывают нужду в чем-либо;

– присутствует состояние озлобленности с проявлениями насилия, жестокости, агрессии, причинения физического вреда.




Неблагополучные семьи можно разделить на три группы:

1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительные проявления и находящиеся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

– по количеству родителей (полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновитей);

– по количеству детей (малодетная, многодетная, бездетная);

– по материальному благополучию (малообеспеченная, среднеобеспеченная. хорошо обеспеченная);

– по социальным проблемам (безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, алкогольная, дезадаптивная, педагогически несостоятельная и т.п.).

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.



Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.



Выявление семей, нуждающихся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше, чтобы ребенок не приобретал опыт асоциального поведения.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и др. В окружении ребенок часто сталкивается с непониманием окружающих и оказывается в изоляции.

Виды помощи неблагополучным семьям:

1. Дневное пребывание детей. Такая форма применима тогда, когда ребенок продолжает жить с родителями в неблагополучной семье, но 2-4 раза в неделю ребенок приходит в Центр дневного пребывания. Родители также приглашаются и могут присутствовать во время работы с детьми. Наблюдая за деятельностью специалистов, они могут учиться тому, как воспитывать детей.

2. Кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3-х месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение. Это происходит в тех случаях, когда ребенку грозит опасность.

3. Прямое включение специалиста в семью. Социальный педагог идет в семью, примерно на 1,5 часа, и все записывает или снимает на видеопленку. Или два специалиста идут в семью, где один проводит работу, а другой подробно записывает и наблюдает все, что происходит. Потом идет обсуждение, что было положительным во взаимоотношениях специалиста с детьми и родителями. Достоинство такой работы, что ни ребенок, ни родители не выводятся из своей привычной среды.

4. Оказание помощи в ближайшем окружении. Социальный педагог изучает все связи семьи с обществом, находит референтных лиц, дружеские связи, восстанавливает родственные отношения неблагополучной семьи и через них строит свои взаимоотношения с нею.

Все перечисленные виды помощи индивидуальны, их надо подбирать учитывая особенности семьи. Можно использовать и другие формы работы: содружество матерей или семей по месту жительства, собрания по обмену опытом воспитания детей.

Эффективным видом помощи самым тяжелым семьям (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов и пр.) является работа команды специалистов. В нее входят: социальный педагог, психолог, нарколог, психиатр, юрист, представители школы, органов социальной защиты, полиции и др. До начала работы команды социальный педагог несколько раз встречается с семьей, подготавливает её для встречи с командой специалистов. Только после согласия семьи на совместную работу подписывается соглашение и проводится первая встреча, на которой определяются рамки предстоящей работы. Далее намечается план работы, где каждый представитель команды определяет рамки своей деятельности. Социальный педагог координирует деятельность специалистов. Главная задача команды – сделать все возможное, чтобы ребенка не забрали из семьи.

Успех усилий команды будет зависеть от её способностей сотрудничать, оценивать ситуацию, достигать договоренности с семьей. Процесс сотрудничества с семьей включает в себя:

– изучение обращений за помощью;

– обследование квартиры и условий проживания;

– выяснение общих проблем семьи, её особенностей;

– наблюдение за ответными реакциями родителей (молчат, рассказывают, ссорятся, агрессия, не доверяют и т.д.);

– знакомство с теми , кто уже помогает данной семье в настоящее время;

– влияние имевших место изъятий из семьи;

– изучение прошлого семьи;

– изучение особенностей личности членов семьи.

Приходя в дом, социальный педагог попадает во владения семьи, в её «крепость». Поэтому важно иметь разрешение для прихода в семью. Сотрудничество на дому позволяет членам семьи прямо или косвенно поделиться с профессионалом некоторыми подходами к воспитанию ребенка и отношением к нему.

Во время визита специалист задает однотипные вопросы всем членам семьи, позволяя им обмениваться информацией. Нужно избегать сосредоточения всех усилий на ком-то одном, а также давления на семью.

Первый визит дает возможность специалисту определить отношения между ним и её членами, а также то, насколько семья активна в решении своих проблем. Начальный этап работы с проблемной семьей включает не только собеседование, но и приглашение к сотрудничеству. В конце визита необходимо поделиться своими впечатлениями, оценить трудности, выразить надежду на то, что все можно изменить в лучшую сторону.

Принципы включения семьи в работу по решению проблем:

– координация действий социального педагога со всеми заинтересованными службами и организациями; все заинтересованные ведомства должны хотя бы один раз в квартал встречаться для обсуждения проблем неблагополучной семьи, для проверки результативности предложенных усилий и для дальнейшей координации работы;

– контакт с семьей обязателен и является основой для изменения её жизни;

– приоритетным должно являться соблюдение интересов ребенка;

– защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, право знать своих родителей, право на совместное с ними проживание;

– отмечать положительные моменты в поведении и действиях членов семьи; выявлять положительные и отрицательные взаимоотношения семьи с друзьями и родственниками, укреплять положительные;

– избегать давления на членов семьи; подчеркивать право семьи на выбор, помогая сделать его; при таком подходе члены семьи понимают, что социальный педагог уважает их усилия.

Часто социальному педагогу трудно оценить, есть ли какие-то результаты работы с семьей. Это можно определить по следующим показателям:

– уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.;

– восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу;

– уменьшились случаи употребления алкоголя;

– решены прочие, специфические для семьи проблемы;

– улучшены бытовые условия и др.

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями:

1 этап. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. Социальный педагог должен осознать существующие в семье проблемы. Важно понять, почему семья не хочет перемен. Социальный педагог должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, к чему они прикладывают усилия.

2 этап. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический диспансер, отделение полиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.

3 этап. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.

4 этап. Ознакомительная беседа с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в образовательном учреждении. Выясняются детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Выводы делаются на основе прямых ответов на вопросы, визуального наблюдения. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, уклонение от ответов на определенные темы, первичная реакция при упоминании конкретных членов семьи.

5 этап. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Рекомендуется организовать её за пределами места проживания семьи. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы при разговоре.

Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только социального педагога, но и психолога или классного руководителя. Известно, что родители из семей группы риска склонны в подобных случаях к непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Лучше составить план предстоящего разговора и подготовиться к нему.

Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи или возможности оставить в ней при последующей реабилитационной работе с родителями.

В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работает социальный педагог. Затем социальный педагог формулирует цель беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей (она может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и др.).

В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:

– позволяет ли атмосфера семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями?

– какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность её качественных изменений в лучшую сторону?

– какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их сформировать в процессе реабилитационной работы?

6 этап. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждении комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии может присутствовать обсуждаемая семья. Её стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор (заинтересованность в судьбе ребенка и желание родителей сохранить его в семье).

7 этап. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне её начинается работа по определению восстановительных потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы.

8 этап. Посещение социальным педагогом семьи в месте её проживания. Трудность часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют свое право не неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом. Иногда приходиться использовать силовые методы и повторить визит с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако это сокращает возможность доверительного контакта в дальнейшей работе. Поэтому рекомендуется использовать этот прием в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность.

Задача социального педагога – демонстрируя миролюбие, терпимость убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача – не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

Обследуя жилье семьи следует получить ответы на ряд вопросов (социальные показатели семьи): санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность одеждой, наличие у ребенка собственной постели, своего уголка, своей комнаты и др.). Одновременно можно наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми.

Представляет интерес определение стиля супружеских отношений (демократический, авторитарный, насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать друг друга и т.п. Важно обратить внимание на особенности поведения ребенка в присутствии родителей (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе с социальным педагогом наедине и при родителях и т.п.).

9 этап. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет сделать выводы, необходимые для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи.

Семья должна быть поставлена в известность о методах, которые будут применяться в работе (видеозапись. Психологических. Медицинских и др. Применение их без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека. Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует о стремлении сохранить ребенка в семье. Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизацию, предлагается заключение совместного соглашения.

Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Расписываются права и обязанности сторон. Достоинством соглашения является участие в нем семьи ребенка, берущей на себя определенные обязательства, несущей ответственность. Достигается добровольная включенность семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны подписание его родителями означает признание ими в семье проблем, требуемых решение.

10 этап. Социальный педагог ищет помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения. Социальный педагог должен рассматривать все сохранившиеся отношения, восстановить старые. Найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать ребенка, через него на родителей и всех членов семьи.

Специалисты, работающие с кризисными семьями, более глубоко переживают, все, что происходит в такой семье. Но это не значит, что надо брать на себя роль воспитателя вместо родителей, наоборот, внимание взрослых надо направлять развитие у них навыков, которые есть, активизировать возможности в воспитании своих детей.

Рекомендуется применять практику совместного соглашения между органами опеки и семьей. В нем констатируются внутренние проблемы семьи; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы социального педагога с семьей.

В соглашении устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Схематично структура соглашения выглядит следующим образом:

1) причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;

2) цель совместных действий сторон;

3) срок действия соглашения;

4) обязанности сторон;

5) права сторон;

6) процедуры совместных действий;

7) оценка эффективности проведенной работы.

Диагностика семьи – один из ведущих элементов деятельности социального педагога. Необходимо переходить от единичных процедур к социально-педагогическому мониторингу. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения, анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье. Принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность, оперативность.

Социальный педагог должен принимать во внимание все подсистемы семьи. Могут составляться «карта семьи», «паспорт семьи». В отличие от карты паспорт не предполагает регулярного обновления.







Сейчас читают про: