Необходимым ключевым элементом любой экономической системы являются социально-трудовые отношения, поскольку экономически активное население не может производить или предоставлять услуги, не объединяясь с помощью определенных организационных форм для совместной деятельности и взаимного обмена результатами своего труда. Необходимость совместной деятельности требует от участников процесса умений разрешать возникающие противоречия и конфликты на принципах партнерства, что определяет значение данного предмета для подготовки специалистов социальной работы.
Принципы совместной трудовой деятельности менялись на протяжении истории от антагонизма к партнерству. Социальное партнерство выступает как высшая форма диалогового взаимодействия. Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев. В лекциях рассматриваются различные модели социально-партнерских отношений, проблемы становления системы социального партнерства в современной Украине.
Целью изучения дисциплины «Социальное партнерство» является1. ознакомление студентов с основными социологическими концепциями диалога и социального партнерства как его высшей формы;
2. усвоение студентами основных принципов, методов функционирования социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики;
3. формирование научного подхода к проблемам субъектно-субъектных отношений в рамках социального партнерства.
4. изучение роли субъектов социально-партнерских отношений;
5. изучение различных моделей системы социального партнерства;
В результате изучения курса «Социальное партнерство» студент должен
знать:
1. содержание, основные тенденции развития рынка труда, условия и
предпосылки разрешения трудовых конфликтов;
2. сущность, принципы функционирования, проблемы реализации системы социального партнерства;
3. основные пути оптимизации управления системою социального партнерства в Украине.
уметь:
1. проанализировать объективные и субъективные факторы становления социального партнерства в Украине;
2.дать сравнительную характеристику моделей социального партнерства;
3.доказать объективную необходимость равноправных партнерских отношений в системе «государство – работодатель – наёмные работники».
Основной задачей предмета является подготовка специалистов по организации социальной работы на предприятиях и в организациях, способных самостоятельно применять полученные знания и умения для практического решения задач по социальной защите интересов субъектов социально-партнерских отношений, предотвращению и разрешению возникающих конфликтов, повышению эффективности системы социального партнерства в условиях рыночных отношений