Методы решения задач эмоционально-энергетического блока

Методы данного блока направлены на формирование позитивного самоощущения, актуализацию сил и ресурсов для реализации намеченных целей. Дело в том, что от эмоционального состояния и настроя на успех или неудачу зависит как уровень трудности профессиональных целей, которые ставит перед собой молодой человек, так и возможность их успешной реализации.

Саморегуляция. Существует множество разнообразных способов и приемов саморегуляции, которым можно обучить учащихся. Эти приемы позволяют достигать и поддерживать душевное равновесие и позитивное самоощущение, которые весьма важны при планировании и реализации профессиональной карьеры. Педагог может устроить обсуждение возможностей использования различных способов преодоления напряжения и обретения внутреннего равновесия человеком и предложить учащимся самостоятельно опробовать их. Для ориентировки предлагаем познакомиться с перечнем приемов, составленным нами в ходе семинаров и тренингов, направленных на обсуждение способов саморегуляции, используемых молодыми людьми.

В тех случаях, когда такие способы не помогают, можно рекомендовать учащимся обратиться за помощью и консультацией к психологу.

Программирование успеха. Хорошо понятно, что от внутреннего настроя - ожидания успеха или неудачи - зависят реальные шаги и действия человека. Существует множество способов, которые люди используют для настроя на успех: молитва, выполнение определенных ритуалов, получение напутствия и благословения от значимых людей, внутреннее проговаривание - настрои "Я смогу!", "У меня получится!", "Я смогу это сделать" и т.д. У каждого человека есть свои способы и "приемчики", даже если он не осознает их как средства программирования успеха. Эффективность многих средств проверена многовековой практикой, подтверждена научными исследованиями, поэтому их можно рекомендовать для усиления профессиональных решений.

Программирование успеха можно осуществлять образами, ритуалами, словами и символами.

Программирование образами. Этот вид программирования человек использует, когда мечтает, то есть создает на внутреннем экране определенные (идеальные) картинки. В психологии такие фантазирования называют техникой визуализаций (визуальный - зрительный).

Для реализации этой техники необходимо успокоиться, расслабиться постараться прекратить внутренний диалог, который звучит в нашем сознании, и представить себе, что ВЫ УЖЕ ТОТ, кем хотите быть, что ВЫ УЖЕ успешно обучаетесь... получаете удовлетворение от работы и т.д. При этом можно представить "картинки", как напрямую связанные с профессиональным путем ("Я - успешный студент", "Я - профессионал" и т.д.), так и более широкие, универсальные образы успеха и достижения цели. Например, можно использовать упражнение "Стрела", предложенное П. Ферручи.

При выполнении упражнения "Стрела" представьте, что в руках у вас лук и стрела. Почувствуйте, что ноги ваши прочно стоят на земле. Держите лук в одной руке, а стрелу с тетивой в другой. Почувствуйте, как напрягаются мышцы рук, когда вы натягиваете тетиву. Теперь живо и ясно представьте перед собой мишень. Следите за наконечником стрелы, нацеливая его на мишень.

Теперь тетива натянута до конца, стрела направлена точно в цель. Ощутите, какая большая энергия заключена в этом неподвижном положении. Все, что от вас требуется, - отпустить стрелу, чтобы эта энергия понесла ее к цели. Осознавайте, как отпускание высвобождает энергию движения.

Стрела отпущена. Наблюдайте за ее полетом и чувствуйте ее необычайную целенаправленность. Для стрелы нет ничего, кроме цели - ни сомнений, ни колебаний, ни отклонений. Стрела летит совершенно прямо; она попадает в центр мишени и остается в ней, слегка подрагивая.

Уверенно и спокойно "выпустите" еще несколько стрел, ощущая в себе их твердую, целенаправленную, сосредоточенную силу.

Программирование словами. Словесное программирование себя на успех подразделяется на письменное и устное.

Письменное программирование может осуществляться в форме дневника, написания писем самому себе, подписания с самим собой контракта (договора) на выполнение решения, письменных настроев - позитивных утверждений относительно своего профессионального будущего: "Я стану хорошим профессионалом", "Я добьюсь высоких результатов и признания в работе!", "Я буду работать в дружном интересном коллективе!" и т.д.

Устное программирование включает в себя множество разнообразных приемов - от коротких, из одной фразы позитивных утверждений или формул самовнушения до длинных и сложных "настроев". Для того чтобы словесный настрой был действенным, необходимо все утверждения формулировать позитивно ("Я успешно сдам экзамены" вместо "Я не провалю экзамены), повторять неоднократно, верить в реальность их осуществления.

Программирование ритуалами. Ритуалы представляют собой определенные действия или цепочки действий, которые также позволяют настроиться на успех.

К традиционным ритуалам, осуществляемым в учебных заведениях, можно отнести праздники и выпускные вечера. Учащимся вручают дипломы (аттестаты), говорят напутствия и пожелания. Можно придумать также определенные стартовые ритуалы для группы (класса) или для отдельного учащегося, которые позволили бы обеспечить наилучшую готовность для реализации намеченных планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: