Станца VII

1. ПОЗНАЙ НАЧАЛО ЖИЗНИ ЧУВСТВУЮЩЕЙ И ВНЕ ФОРМЫ (а). ВНАЧАЛЕ, БОЖЕСТВЕННЫЙ[342] (b), ЕДИНЫЙ ОТ МАТЕРИ-ДУХА[343]; ЗАТЕМ, ДУХОВНЫЙ[344] (с); [345] ТРИ ОТ ОДНОГО (d), ЧЕТЫРЕ ОТ ОДНОГО (е) И ПЯТЬ (f), ИЗ КОТОРЫХ ТРИ, ПЯТЬ И СЕМЬ (g) ЭТИ СУТЬ ТРОИЧНЫЕ И ЧЕТВЕРИЧНЫЕ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ; ПЕРВОГО ВЛАДЫКИ[346] РОЖДЕННЫЕ РАЗУМОМ СЫНЫ, БЛИСТАЮЩИЕ СЕМЬ[347]. ОНИ И ЕСТЬ ТЫ, Я, ОН, О, ЛАНУ; ОНИ БЛЮДУТ ТЕБЯ И ТВОЮ МАТЕРЬ-БХУМИ[348].

а) Иерархия Творящих Сил разделяется эзотерически на Семь (четыре и три), заключающихся в Двенадцати великих Степенях, символизированных двенадцатью знаками Зодиака. Семь из проявленной скалы связаны, кроме того, с Семью Планетами. Все они подразделены на бесчисленные Группы божественных, духовных и полу-духовных и эфирных Существ.

Намек на Главные Иерархии среди этих групп дан в великой Четверице, или экзотерически в четырех телах и трех способностях Брамы и Панчасья, пяти Брам, или пяти Дхиани-Будд в буддийской системе.

Высочайшая Группа состоит из Божественных Пламен, называемых «Огненными Львами» и «Львами Жизни», эзотеризм которых надежно скрыт в знаке Льва Зодиака. Это nucleole Высшего Божественного Мира. Они есть Огненные Дыхания, Неимеющие Формы, и в одном аспекте они тождественны с Верхней Триадою Сефиротов, помещаемой каббалистами в Мире Прообразов.

Та же Иерархия с теми же числами встречается в японской системе, в «Началах», преподаваемых Шинто и буддийскими сектами. В этой системе Антропогенезис предшествует Космогенезису, ибо Божественное погружается в человеческое и создает – на полпути своего нисхождения в материю – видимую Вселенную. «Легендарные личности», благоговейно замечает Омойе – «должны быть поняты, как стереотипное воплощение высшей (тайной) доктрины и ее высших истин». Изложение этой древней системы, во всей ее полноте, займет слишком много места, но сказать несколько слов о ней будет уместно. Последующее является кратким конспектом этого Антропо-Космогенезиса и показывает насколько наиболее разъединенные народности вторят одно и тоже архаическое учение.

Когда все было еще Хаосом (Кон-тон) Три духовных Существа появились на арене будущего творения: 1) «Аме но ани нака нуши но Ками», «Божественный Монарх Центрального Неба»; 2) «Така ми оносуби но Ками», Высочайший, Верховный Божественный Отпрыск Неба и Земли; и 3) «Каму ми мусуби но Ками», просто «Отпрыск Богов».

Все они не имели ни формы, ни субстанции – наша Арупа-Триада – ибо ни небесная, ни земная субстанция еще не дифференцировалась, «также и сущность вещей еще не оформилась».

b) В Зохаре – который в настоящем своем виде собран и переиздан Моисеем де Леоне, при помощи сирийских и халдейских христианских гностиков в XIII столетии, и исправленный и пересмотренный еще позднее многими христианскими руками, является лишь немного менее экзотерическим, нежели сама Библия – этот «Божественный (Проводник)» более не является уже тем, чем он был в Книге Чисел халдеев. Правда, что Эйн-Соф, Абсолютное Бесконечное Ничто, также пользуется формою Единого, проявленного «Божественного Человека» (Перво-Причина), как своей колесницей (Меркаба по еврейски; Вахана по санскритски) или Проводником, чтобы спуститься и проявиться в феноменальном мире. Но каббалисты не объясняют, как может Абсолют пользоваться чем бы то ни было или выявлять какой-либо атрибут, раз он, как Абсолют, лишен атрибутов; также они не объясняют, что на самом деле, именно, Перво-Причина (Логос Платона), изначальная и вечная Идея и проявляется через Адама Кадмона, Второго Логоса, так сказать. В Книге Чисел поясняется, что Эйн (Эн или Айор) есть единый самосущий, тогда как его «Глубина», Битос гностиков, называемый Пропатором, является лишь периодическим. Последний есть Брама, дифференцированный от Брамана или Парабрамана. Именно – Глубина, Источник Света или Пропатор и есть Непроявленный Логос или же абстрактная Идея, а не Эйн-Соф, Лучи которого пользуются Адамом Кадмоном – «муже-женственным» – или Проявленным Логосом, объективной Вселенной, как Колесницей для проявления. Но в Зохаре мы читаем следующую непоследовательность: «Senior occultatus est, et absconditus; Microprosopus manifestus est, et non manifestus.»[349].

Это ошибочно, ибо Микропросопус или Микрокосм может существовать только на протяжении своих проявлений и разрушается во время Махапралай. Каббала Розенрота является чаще загадкою, чем пособием.

Первая Степень вмещает Божественных. Как в системе японской и в египетской, так и в каждой древней космогонии – от этого божественного Пламени «Единого» возжигаются Три нисходящие Группы. Имея свое потенциальное бытие в Высшей Группе, они становятся теперь определенно отличными и отдельными Сущностями. Они именуются Девственниками Жизни, Великой Иллюзии и т. д., и шестиконечной звездой в своей совокупности. Последняя почти во всех религиях является символом Логоса, как первое проявление. В Индии это есть знак Вишну, Чакра или Колесо; и в Каббале – глиф Тетраграмматона, «Он о Четырех Буквах» или, метафорически, «Члены Микропросопуса», которых десять и шесть соответственно.

Однако, позднейшие каббалисты, особенно христианские мистики, исказили этот прекрасный символ. Действительно, Микропросопус – который, философски говоря, совершенно отличен от непроявленного вечного Логоса, «Единого с Отцом» – стал, наконец, после веков непрестанных усилий софистики и парадоксов, рассматриваться, как единый с Иеговою, или единым Богом Живым (!), тогда как Иегова есть лишь Бина, Сефира Женского Начала. Этот факт должен быть особенно ярко запечатлен в памяти читателя. Ибо «Десять Членов» Небесного Человека означают десять Сефиротов; но первый Небесный Человек есть непроявленный Дух Вселенной и никогда не должен быть низведен до Микропросопуса, до Малого Лика или Облика, прообраза человека на земном плане. Микропросопус, как только что сказано, является проявленным Логосом и таких Логосов много. Но об этом в дальнейшем. Шестиконечная звезда относится к шести Силам или Потенциям Природы, к шести планам, принципам и т. д., синтезированным в седьмом или центральной точке звезды. Во всех религиях, все они, включая высшие и низшие Иерархии, исходят от Божественной или Небесной Девы, Великой Матери, Андрогины, Сефиры Адам Кадмон. Сефира есть Венец, Кэтер, только в абстрактном принципе, как математический х, неизвестное количество. На плане дифференцированной природы она является женским соответствием Адама Кадмона, первой Андрогины. Каббала учит, что слова «Fiat Lux»[350] относились к формированию и эволюции Сефиротов, а не к Свету, как к противопоставлению тьме. Раввин Семеон говорит:

«О, спутники, спутники, человек, как эманация, был одновременно мужем и женою, истинно, Адамом Кадмоном, и таков смысл слов: «Да будет Свет, и был свет.» И это и есть двуединый человек.»[351]

В своем Единстве, Первоначальный Свет есть седьмой или высший принцип Дайвипракрити, Свет Непроявленного Логоса. Но в своей дифференциации он становится Фохатом или «Семью Сынами». Первый символизирован центральною точкою в Двойном Треугольнике: последние самим шестиугольником или «Шестью Членами» Микропросопуса; Седьмой – Малкут, «Невеста» христианских каббалистов, или наша Земля. Отсюда и выражение:

«Первый после Единого есть Божественный Огонь; второй – Огонь и Эфир; третий составлен из Огня, Эфира и Воды; четвертый из Огня, Эфира, Воды и Воздуха. Единый не касается Сфер, несущих Человека, но внутренних невидимых Сфер. Перворожденные суть ЖИЗНЬ, Сердце и Пульс Вселенной; вторые – ее РАЗУМ или Сознание.»

Эти Элементы Огня, Воздуха и т. д., не есть наши сложные элементы, и это «Сознание» не имеет отношения к нашему сознанию. Сознание «Единого Проявленного», если и не абсолютно, то все же не ограничено. Махат, Мировой Разум, является первым творением Брамы-Творца, но также и Прадханы, Недифференцированной Материи.

с) Вторая Степень Небесных Существ Огня и Эфира, соответствующих Духу и Душе или Атма-Буддхи, имя которых легион, еще лишены формы, но уже более определенно «субстанциальны». Они являются первой дифференциацией во Второй Эволюции или «Творении» – слово, вводящее в заблуждение. Как свидетельствует их наименование, они являются Прообразами воплощающихся Джива или Монад, естество их от Огненного Духа Жизни. Через них, подобно солнечному лучу, проходит Луч, который они снабжают его будущим Проводником, Божественной Душою, Буддхи. Именно, они имеют непосредственное отношение к Воинству высшего Мира нашей Системы. От этих двойных Единиц исходят «Тройные».

В японской космогонии, когда из хаотической массы появляется яйцеобразное ядро, имея в себе зародыш и потенциал всей мировой так же, как и земной жизни, именно, эти, только что названные, «Тройные» и дифференцируются. Мужской, эфирный принцип (Ян) возносится, а женский, более тяжелый или более материальный принцип (Инь) низвергается в мир субстанции, после того как произошло разъединение между небесным и земным. От этого Женского Начала, Матери, рождается первое рудиментарное объективное существо. Оно эфирно и не имеет ни формы, ни пола, но, тем не менее, от него и от Матери рождаются Семь Божественных Духов, от которых произойдет семь «творений», так же как в Codex Nazaraeus от Карабтаноса и Матери Spiritus рождаются семь, «ко злу расположенных» (материальных) духов. Слишком долго было бы приводить здесь японские наименования, но в переводе они стоят в следующем порядке:

1) «Невидимый Безбрачный», являющийся Творящим Логосом Нетворящего «Отца» или проявленной творческой потенциальностью последнего.

2) «Дух (или Бог) Глубин, лишенных Лучей (Хаос)», становящийся дифференцированной материей или мировым веществом; также минеральное царство.

3) «Дух Растительного Царства», «Изобильной Растительности».

4) «Дух Земли» и «Дух Песков»; Существо двойственной природы; первый содержит потенциальность мужского элемента, последний женского элемента. Эти двое были едины, еще не сознавшие, что они двое.

В этой двоичности были заключены (а) Isu no gai по Kami. Существо мужского начала, темное и мускулистое и (b) Eku gai no Kami светлое, более слабое или нежное Существо женского начала. Затем:

5) и 6) Духи – андрогины или двуполые.

7) Седьмой Дух, последний исшедший от «Матери», появляется, как первая божественная человеческая форма, определенно мужская и женская. Это было седьмым «творением», согласно Пуранам, где человек является седьмым творением Брамы.

Эти Цзанаги-Цзанами спустились во Вселенную по Небесному Мосту, Млечному Пути и «Цзанаги, заметив далеко внизу хаотическую массу туч и воды, бросил в бездну свое, разукрашенное драгоценными камнями, копье, и появилась твердь. Тогда эти двое разъединились, чтоб исследовать Онокоро, вновь созданный остров-мир». (Омойе).

Таковы японские экзотерические сказания, скорлупа скрывает ядро той же единой истины Сокровенного Учения.

d) Третья Степень соответствует Атма-Буддхи-Манас, Духу, Душе и Разуму; и называется «Троичными» («Триадами»).

е) Четвертая Степень уже субстанциальные Существа. Она является Высочайшей Группой среди Рупа (Атомических Форм). Это питомник человеческих, сознательных, духовных Душ. Они называются «Нерушимыми Дживами» и образуют через посредство более низкой Степени, нежели они сами, первую Группу Семеричного Воинства – великую тайну человеческого, сознательного и разумного существа. Ибо последний являет поле, в котором лежит скрытым в его непроявленной мощи Зародыш, который должен упасть в зарождение. Этот Зародыш станет духовной мощью в физической клеточке, направляющей развитие эмбриона и являющейся причиной наследственной передачи способностей и всех врожденных качеств в человеке. Тем не менее, теория Дарвина о передаче приобретенных способностей не только не преподается, но и не принимается Оккультизмом. Согласно последнему учению, эволюция продвигается по совершенно иным линиям: физическая эволюция, по Эзотерическому Учению, развивается постепенно из духовной, умственной и психической. Именно эта внутренняя душа физической клеточки – «духовная плазма» и доминирует семенную плазму – и является ключом, долженствующим со временем открыть врата terra incognita биолога, называемой сейчас глубокой тайной эмбриологии. Достойно примечания, что в то время как современная химия отвергла, как суеверие Оккультизма и Религии, теорию субстанциальных и невидимых Существ, называемых Ангелами, Элементалами и т. д., конечно, никогда не пытаясь проникнуть в философию этих бесплотных существ или же хотя бы задуматься над ними – она была вынуждена, благодаря наблюдениям и открытиям, бессознательно признать и принять ту же пропорцию прогрессии и порядка в эволюции химических атомов, как принимает это Оккультизм для своих Дхиани и Атомов – аналогия есть первый закон Оккультизма. Как видно из вышеприведенного, самая первая Группа Рупа-Ангелов четверична, ибо к каждой Группе в нисходящем порядке добавляется один элемент. То же самое видим мы и в отношении атомов, которые подразделяются по мере их нисхождения на монатомичные, диатомичные, триатомичные, тетратомичные и т. д., по принятой в химии фразеологии.

Припомним, что Огонь, Вода и Воздух Оккультизма или же, так называемые, «Элементы Первичного Творения» не являются теми сложными элементами, какими мы знаем их на Земле, но есть нуменальные, однородные элементы – Духи земных элементов. Затем следуют Семеричные Группы или Множества. Природы этих Существ, помещенные в диаграмме на параллельных линиях с атомами, в своей нисходящей скале прогрессии, будут, что касается до аналогии, соответствовать составным элементам математически тождественно. Конечно, это относится только к диаграммам, составленным оккультистами; ибо если бы скала Ангельских Существ была помещена на параллельных линиях скалы химических атомов науки – от гипотетического Гелия до Урания – конечно, разница была бы обнаружена. Ибо последние имеют как свои соответствия на Астральном плане, лишь четыре низших степени – три высших принципа в атоме или, вернее, в молекуле или в химическом элементе уловимы лишь посвященным глазом Дангмы. Но если бы химия пожелала вступить на правильный путь, она должна была бы исправить свои распределения на таблицах, по таблицам оккультистов, что, конечно, она откажется сделать. В Эзотерической Философии каждая частица соответствует и зависит от своего высшего нумена – Существа, к естеству которого она принадлежит: и, как вверху, так и внизу, Духовное эволюционирует из Божественного, Психо-ментальное от Духовного – зараженного в его низшем плане Астралом – вся одушевленная и (кажущаяся) неодушевленная Природа развивается вдоль параллельных линий и извлекает свои свойства, как сверху, так и снизу.

Число Семь, примененное к термину вышеупомянутого Семеричного Множества, означает не только Семь Существ, но Семь Групп или Множеств, как было уже объяснено. Высшая Группа Асуров, рожденная в первом теле Брамы, преображенного в «Ночь», семерична, т. е., она разделена подобно Питри на Семь Классов, три из которых не имеют тел (арупа) и четыре в телах[352]. В действительности, более справедливо рассматривать их как наших Питри (предков), нежели Питри, создавших первого физического человека.

f) Пятая Степень очень сокровенна, так как она связана с микрокосмическим пятиугольником, пятиконечною звездою, представляющей человека. В Индии и Египте эти Дхиани были связаны с Крокодилом, и их обитель находится в Козероге. Но в индусской Астрологии эти термины легко превращаются, ибо десятый знак Зодиака, называемый Макара, свободно переведен, как «Крокодил». Само слово оккультно и толкуется различно, как это будет показано в дальнейшем. В Египте умерший – символом которого была Пентаграмма или Пятиконечная звезда, концы которой представляли человека – эмблематично превращался в крокодила. Себекх или Севекх (или Седьмой), как говорит Джеральд Мэсси, являя его типом разума, в действительности, дракон, а не крокодил. Он – «Дракон Мудрости» или Манас, Человеческая Душа, Ум, Разумный Принцип, называемый в нашей Эзотерической Философии Пятым Принципом. В «Книге Мертвых» или в книге Обрядов озирифицированный умерший, изображенный в виде мумии Бога с головою крокодила, говорит:

«Я – крокодил, главенствующий над страхом. Я Бог – крокодил при прибытии его Души среди людей. Я – Бог-крокодил, выявленный на уничтожение».

Намек на уничтожение божественной духовной чистоты, когда человек приобретает знание добра и зла; также и на «Падших» Богов или Ангелов всех теогоний.

«Я – рыба великого Гора (ибо Макара есть «Крокодил», проводник Варуны). Я погружен в Секхем»[353].

Эта последняя фраза подтверждает и повторяет доктрину эзотерического «Буддизма», ибо она прямо намекает на Пятый Принцип (Манас) или, вернее, на самую духовную часть его естества, которая, после смерти человека, погружается и воссоединяется с Атма-Буддхи. Ибо Секхем есть обитель или Лока Бога Кхем (Гор-Озирис или Отец-Сын); отсюда Дэвачан Атма-Буддхи: в «Книге Мертвых» умерший изображается входящим в Секхем с Гор'ом-Tот'ом и «выходящим оттуда в виде чистого духа». Так умерший говорит:

«Я вижу формы (самого себя в виде различных) людей, вечно преображающимися... Я знаю эту (главу). Тот, кто знает это... принимает разнообразные живые формы»[354].

И обращаясь в магической формуле к тому, что в Эзотеризме Египта называется «сердцем предка», или к воплощающемуся принципу, постоянному Эго, умерший говорит:

«О, мое сердце, сердце предка, необходимое для моего преображения... не разъединись со мною перед стражем весов. Ты мое Я внутри моей груди, божественный спутник, наблюдающий за моими телами»[355].

Именно, в Секхеме лежит сокрытым «Таинственный Лик» или настоящий человек, скрытый под обманчивой личностью, троичный крокодил Египта, символ высшей Троицы или человеческой Триады – Атма, Буддхи и Манас.

Одно из объяснений истинного, хотя и скрытого, смысла этого египетского религиозного глифа, очень просто. Крокодил первый пробуждается к ожиданию и встрече пожирающих огней утреннего Солнца и потому он скоро стал олицетворять солнечное тепло. Когда солнце восходило, это было как бы прибытием на Землю, в среду людей, «Божественной Души, вдохновляющей Богов». Отсюда странный символ. Мумии одевали голову крокодила, чтобы показать, что это была душа, прибывающая с Земли.

Во всех древних папирусах крокодил называется Себекх (Седьмым); также вода эзотерически символизирует пятый принцип; и как уже было сказано, Джеральд Мэсси поясняет, что крокодил был «Седьмою Душою, высшим из семи – Невидимым Ясновидцем».

Даже экзотерически Секхем есть обитель Бога Кхем, а Кхем есть Гор, отмщающий смерть своего Отца Озириса, следовательно наказующий грехи человека, когда он становится развоплощенной Душою. Таким образом, озирифицированный умерший становится богом Кхем, «собирающим жатву с поля Анару»; т. е., он собирает свою награду или наказание, ибо поле это есть небесная обитель (Дэвачан), где умершему дается пшеница, пища Божественной Справедливости. Пятая Группа Небесных Существ заключает в себе двоякие свойства, как духовного, так и физического аспекта Вселенной. Два полюса, так сказать, Махата, Мирового Разума и двойственной природы человека, духовной и физической. Отсюда ее число Пять, удвоенное в Десять, соединяет эту Группу с Макара, десятым знаком Зодиака.

g) Шестая и Седьмая Степень разделяют низшие качества Четверицы. Они сознательные эфирные Сущности, такие же незримые, как и Эфир, которые, подобно ветвям деревьев, вырастают из первой центральной Группы Четырех и, в свою очередь, дают побеги бесконечных боковых Групп, низшими среди которых являются Духи-Природы или элементалы бесконечных родов и разновидностей; от бесформенных и несубстанциональных – идеальные Мысли их создателей – вплоть до атомичных, хотя и неуловимых зрением человека, организмов. Последние рассматриваются, как «духи атомов», потому что они первая ступень, предшествующая физическому атому – чувствующие, если и неразумные сущности. Они все подлежат Карме и должны изживать ее в каждом цикле. Ибо, как учит Сокровенное Учение, нет таких привилегированных Существ во Вселенной, в нашей или в иных Системах, во внешнем или же во внутреннем Мире[356], подобных Ангелам западной и еврейской религий. Каждый Дхиан-Коган должен был стать им: он не может родиться или внезапно появиться на плане жизни, как вполне развитой Ангел. Небесная Иерархия настоящей Манвантары в следующем Цикле жизни будет переведена на высшие Миры и уступит свое место новой Иерархии из избранных среди нашего человечества. Бытие есть бесконечный цикл внутри Единой Абсолютной Вечности, в которой продвигаются бесконечные внутренние циклы, обусловленные и конечные. Боги, созданные таковыми, не явили бы личной заслуги, будучи Богами. Подобные Существа – совершенные только в силу особой непорочной природы, присущей им – явились бы перед лицом страдающего и бьющегося человечества, и даже перед низшими тварями, символом вечной несправедливости, совершенно демонической по природе, и вечно-сущим преступлением. Это есть аномалия и невозможность в Природе. Потому «Четверо» и «Трое» должны воплощаться, как и все другие существа. Эта шестая Группа, кроме того, остается почти неразлучной с человеком, извлекающим из нее все, кроме своего высшего и низшего принципа или своего духа и тела; так как пять срединных человеческих принципов являются самой сущностью этих Дхиани. Парацельс называет их Flagae, христиане – Ангелами Хранителями; оккультисты – Предками, Питри. Они есть Шестеричные Дхиан-Коганы, имеющие шесть духовных элементов в составе своих тел – в действительности они люди минус физическое тело.

Лишь Божественный Луч, Атман, исходит непосредственно от Единого. Если спросят – как может это быть? Как можно представить, что эти «Боги» или Ангелы могут одновременно быть своими собственными эманациями и своими личными Эго? Не в том ли смысле, как и в материальном мире, где сын есть в одном отношении свой же отец, будучи его кровью, костью от кости его и плотью от плоти его? На это Учитель отвечает: «Воистину так». Но нужно глубоко проникнуть в тайну Бытия, прежде чем можно вполне постичь эту истину.

_____

СТАНЦА VII. – Продолжение.

2. ЕДИНЫЙ ЛУЧ РАЗМНОЖАЕТ МАЛЫЕ ЛУЧИ. ЖИЗНЬ ПРЕДШЕСТВУЕТ ФОРМЕ И ЖИЗНЬ ПЕРЕЖИВАЕТ ПОСЛЕДНИЙ АТОМ[357]. ЧЕРЕЗ БЕСЧИСЛЕННЫЕ ЛУЧИ, ЛУЧ-ЖИЗНИ, ЕДИНЫЙ, ПОДОБНО НИТИ В ОЖЕРЕЛЬЕ[358].

Этот Стих выражает чисто Ведантическое понятие, уже объясненное в другом месте, о Нити-Жизни, Сутратме, проходящей через последовательные рождения. Как может это быть объяснено? Прибегая к сравнению, к привычной иллюстрации, хотя неизбежно несовершенной, как и все доступные нам аналогии. Однако, прежде чем прибегать к ней, я хотела бы спросить, когда мы наблюдаем процесс роста и развития в чреве плода в здорового младенца, весящего несколько фунтов, кажется ли это кому-либо неестественным или сверхъестественным? Развившегося из чего? От сегментации бесконечно малого ovum'а и спермы (spermatozoön)! И после этого мы видим младенца, развивающегося в шести-футового человека! Это касается атомического и физического развертывания из микроскопически малого в нечто чрезвычайно большое; из невидимого невооруженному глазу в видимое и объективное. Все это установлено наукою и я отваживаюсь сказать, что ее теории, эмбриологические, биологические и физиологические, достаточно правильны, что касается до точного наблюдения над материальной стороной. Тем не менее, две главные трудности науки эмбриологии – именно, какие силы принимают участие в формировании плода и причина «наследственной передачи» сходства, физического, морального или умственного – никогда не были разрешены удовлетворительно и никогда не будут разрешены до того дня, когда ученые снизойдут принять оккультные теории. Но если этот физический феномен никого не удивляет, за исключением того, что он вызывает недоумения эмбриологов, то почему наш умственный и внутренний рост, эволюция Человеческо-Духовного до Божественно-Духовного должна рассматриваться и казаться более невозможной, нежели другое?

Плохой совет будет дан материалистам и эволюционистам школы Дарвина принять недавно выработанные теории проф. Вейссмана, автора труда «Beiträge zur Descendenzlehre», относительно одной из двух вышеуказанных тайн эмбриологии, которую автор полагает, что он решил. Но когда она будет вполне разрешена, наука вступит в область истинно оккультного и откажется навсегда от системы трансформаций в том виде, как она утверждается Дарвином. Эти две теории несогласимы с точки зрения материализма. Тем не менее, новая теория, будучи рассмотрена с точки зрения оккультистов, разрешает все эти тайны. Те, кто не ознакомлены с открытием проф. Вейссмана – одно время ревностного дарвиниста – должны поспешить восполнить этот ущерб. Немецкий эмбриолог-философ – перешагнув через головы греков – Гиппократа и Аристотеля прямо в глубь учений древних арийцев – указывает на одну бесконечную малую клеточку из миллионов других, работающую над оформированием организма, которая самостоятельно, без какой-либо помощи, определяет посредством постоянной сегментации и умножения правильный облик будущего человека или животного в его физических, умственных и психических свойствах. Именно, эта клеточка запечатлевает на лице и форме нового индивидуума черты родителей или же одного из дальних предков; эта же клеточка передает ему рассудочные и умственные особенности его прадедов и так далее. Эта Плазма есть бессмертная частица наших тел, развивающаяся через процесс последовательных ассимиляций. Теория Дарвина, рассматривающая эмбриологическую клеточку, как сущность или экстракт из всех остальных клеточек, отставлена; ибо она не в состоянии объяснить наследственную передачу. Имеются лишь два способа объяснения тайны наследственной передачи: или, что субстанция зародышевой клеточки одарена способностью проходить весь цикл трансформаций, ведущий к построению отдельного организма и затем к воспроизведению тождественных зародышевых клеточек; или же, что эти зародышевые клеточки вовсе не имеют своего зарождения (генезиса) в теле индивидуума, но происходят непосредственно от зародышевой клеточки предков, передаваемой от отца к сыну на протяжении долгих поколений. Последняя гипотеза принята Вейссманом и разработана им, и в этой клеточке он усматривает бессмертную часть человека. Пока что хорошо, но, когда эта почти правильная теория будет принята, как объяснит биолог первое появление этой постоянной клеточки? Если только не допустить, что человек «вырос» подобно бессмертному «Topsy» и вовсе не был рожден, но упал с облаков, невозможно объяснить, как была зарождена в нем эта эмбриологическая клеточка?

Дополните вышеуказанную Физическую Плазму, «Зародышевую Клеточку» человека со всеми ее материальными потенциальностями, «Духовною Плазмою», так сказать, или же флюидом, содержащим пять низших принципов шести-принципного Дхиани – и вы имеете тайну, если вы достаточно духовны, чтобы понять это.

Вернемся теперь к обещанному сравнению.

Когда семя животного человека брошено в почву животной женщины, семя это не может расти, если оно не было оплодотворено пятью свойствами (флюидом или эманацией от принципов) Шестеричного Небесного Человека. Потому Микрокосм изображается, как Пятиугольник в Шестиугольной Звезде Макрокосма [359].

Функции Дживы на этой Земле пятеричного свойства. В минеральном атоме она связана с низшими принципами Духов Земли (Шестеричные Дхиани); в растительной частице она связана с их вторым принципом – Праною (Жизнь); в животном со всеми этими плюс с третьим и четвертым; в человеке зародыш должен получить плод всех пяти, иначе он будет рожден не выше животного [360].

Следовательно Джива завершена лишь в человеке. Что же касается до его седьмого принципа, то это лишь один из Лучей Всемирного Солнца, ибо каждое разумное создание получает временный заем лишь того, что должно вернуться к своему источнику. Что же касается до его физического тела, то оно оформлено низшими земными Жизнями через физическую, химическую и физиологическую эволюцию; «Благословенные не имеют никакого касания к очищению материи», говорит Каббала в халдейской «Книге Чисел».

Итак, мы приходим к следующему: Человечество, в своей первой прототипной эфирной форме, есть отпрыск Элохима Жизни или Питри; в своем качественном и физическом аспекте оно есть прямое потомство «Предков», низших Дхиани или Духов Земли; но своей моральной, психической и духовной природою оно обязано Группе божественных Существ, имя и характеристика которых будут даны во втором томе. Коллективно люди являются созданием Множеств различных Духов; порознь, обиталищами этих Множеств; иногда же и индивидуально они являются проводниками некоторых из них. В нашей настоящей и такой материальной Пятой Расе, земной Дух Четвертой Расы все еще силен, но мы приближаемся ко времени, когда маятник эволюции направит свой размах определенно вверх, чтобы привести Человечество на линию, параллельную с примитивной, Третьей Коренной Расою в отношении духовности. В течение своего детства человечество было всецело составлено из того ангельского множества, Духи которого обитали и оживляли чудовищные и гигантские обиталища Четвертой Расы, построенные и составленные из бесчисленных мириад Жизней, так же как теперь и наши тела. Эта фраза будет объяснена позднее в настоящих Комментариях. Наука, тускло улавливая истину, может найти бактерии и другие бесконечно малые жизни в человеческом теле и увидеть в них лишь случайных и ненормальных посетителей, которым приписываются болезни. Оккультизм – усматривающий Жизнь в каждом атоме и молекуле, будь-то в минерале или человеческом теле, в воздухе, огне или воде – утверждает, что все наше тело построено из таких Жизней; малейшая бактерия под микроскопом в сравнении с ними так велика, как слон по отношению к малейшей инфузории.

Вышеупомянутые «обиталища» улучшались в тканях и симметрии форм, по мере своего совместного роста и развития со Сферой, носящей их. Но физическое улучшение произошло за счет духовного, Внутреннего Человека и Природы. Три срединных принципа в Земле и человеке с каждою Расою становились более материальными; Душа отступала назад, уступая место Физическому Рассудку; сущность Элементов превратилась в материальные и сложные элементы, известные нам сейчас.

Человек не есть и никогда не мог быть завершенным произведением «Господа Бога», но он дитя Элохима, так своевольно превращенного в единого числом и мужского начала. Первые Дхиани, которым было поручено «создать» человека по их подобию, могли только отбросить свои Тени, как тонкий образец для обработки Духами Природы – материи. Человек, вне всякого сомнения, создан физически из праха Земли, но его создатели и формировщики были многочисленны. Также не может быть сказано, что «Бог вдохнул в ноздри его Дыхание Жизни», если мы не отождествим этого Бога с «Единою Жизнью», вездесущей, хотя невидимой, и если подобная операция не будет приписана «Богу» по отношению к каждой «Живой Душе», которая есть Жизне -Душа (Нэфеш), а не Божественный Дух (Руах), лишь один обеспечивающий человеку божественную степень бессмертия, которое ни одно животное, как таковое, не может достичь в этом цикле воплощения.

Именно, благодаря этим неточным различиям, сделанным евреями и, теперь, нашими западными метафизиками, не способными понять и, следовательно, принять более, чем тройственного человека – Дух, Душа и Тело – «Дыхание Жизни», было смешано с бессмертным «Духом». Это приложимо также непосредственно к протестантским богословам, которые, переводя известный стих в Четвертом Евангелии[361], совершенно исказили смысл его. Это искажение гласит: «Ветер дует, где он хочет» вместо «дух дышит, где он хочет», как стоит в оригинале, также и в переводе греческой восточной церкви.

Ученый и большой философ, автор «New Aspects of Life», хотел бы внушить своему читателю, что согласно евреям:

«Нэфеш Хиа (Живая Душа) произошла или возникла через внедрение Духа или Дыхания Жизни в оживленное тело человека, и она должна была заменить и занять место этого Духа в составленной, таким образом, Самости, так что вошедший Дух исчезал из вида и поглощался Живою Душою.»

Человеческое тело, полагает он, должно рассматриваться, как утроба, где и откуда развивается Душа, которую он ставит, как бы выше Духа. Рассматриваемая со стороны функций и с точки зрения деятельности, Душа, несомненно, стоит выше в этом конечном и условном мире Иллюзии. Душа, говорит он, «ультимативно порождена из оживленного тела человека», таким образом, автор просто отождествляет «Дух» (Атма) с «Дыханием Жизни». Восточные оккультисты возразят на это утверждение, ибо оно основано на ошибочном представлении, что Прана и Атма или Дживатма есть одно и то же. Автор поддерживает свое утверждение, указывая, что у древних евреев, греков и даже латинян, Ruach, Pneuma и Spiritus означали Ветер – у евреев – несомненно, и весьма вероятно, и у греков, и римлян; греческое слово Anemos (Ветер) и латинское Animus (Душа) имеют подозрительную связь.

Все это притянуто за волосы. Но едва ли возможно найти подходящее поле битвы для решения этого вопроса, ибо д-р Пратт является, по-видимому, практическим и педантичным метафизиком, своего рода каббалистом-позитивистом, тогда как восточные метафизики, особенно ведантисты – все идеалисты. Оккультисты также принадлежат к крайней Эзотерической Школе Веданты и, хотя они называют Единую Жизнь (Парабраман) Великим Дыханием и Вихрем, они совершенно отделяют седьмой принцип от материи и отрицают, что он имеет какое-либо отношение или связь с нею.

Таким образом, философия психических, духовных и умственных соотношений человека с его физическими функциями, находится почти в безвыходной путанице. Ни древняя арийская, ни египетская психология не поняты сейчас надлежащим образом; также не могут они быть усвоены без принятия эзотерического семеричного подразделения или же, хотя бы ведантического пятеричного деления человеческих внутренних принципов. Без этого навсегда невозможно будет понять метафизические и чисто психические и даже физиологические отношения между Дхиани-Коганами или Ангелами на одном плане и человечеством на другом. Пока что ни один из восточных (Арийских) эзотерических трудов не опубликован, но мы имеем египетские Папирусы, ясно говорящие о семи принципах или «Семи Душах Человека». «Книга Мертвых» дает полный список «Преображений», которым подвергается каждый умерший, последовательно сбрасывая с себя все эти принципы – материализованные ради ясности в эфирные сущности или тела. Кроме того, тем, кто пытаются доказать, что древние египтяне не учили перевоплощению, мы должны напомнить, что о «Душе» (Эго или высшая Самость) умершего говорилось, что она живет в Вечности; что она бессмертна, «сосуществующа с Солнечным Челном и исчезает с ним», т. е., на протяжении Цикла Необходимости. Эта «Душа» возникает из Тиау, Области Причины Жизни и днем присоединяется к живущим на Земле, чтобы каждую ночь возвращаться в Тиау. Этим выражается периодические существования Эго[362].

Тень, астральная форма, уничтожается, «поглощенная Уреем»[363]; Манас будет уничтожен; Двое Близнецов (Четвертый и Пятый Принцип) будут рассеяны; но Душа-Птица, «Божественная Ласточка и Урей Пламени» (Манас и Атма-Буддхи) будут жить в Вечности, ибо они мужья своей матери.

Еще одна показательная аналогия между арийским или браманическим и египетским Эзотеризмом. Первые называют Питри «Лунными Предками» людей, египтяне же видят в Лунном Боге Тот-Эшмун, первого человеческого предка.

«Этот Лунный Бог» выражал Семь Сил Природы, которые предшествовали ему и были собраны в нем, как его семь душ, выразителем которых он был, как Восьмой (отсюда восьмая сфера)... Семь лучей халдеев... Гептакис или Иао на камнях гностиков указывают ту же семеричность душ... Первичная форма мистических Семи была явлена в небесах семью большими звездами Большой Медведицы, созвездия, связываемого египтянами с Матерью Времени и семью Духами Стихий»[364].

Как это хорошо известно каждому индусу, это же самое созвездие в Индии изображает Семь Риши и называется Рикша и Читрашикандина.

Лишь подобное порождает подобное. Земля дает человеку его тело, Боги (Дхиани) дают ему его пять внутренних принципов, психическую Тень, одушевляющим принципом которой часто являются, именно, эти самые Боги. Дух (Атман) Един и неделим. Он не находим в Тиау.

Ибо, что есть Тиау? Частый намек на это в «Книге Мертвых» содержит тайну. Тиау – тропа Ночного Солнца, низшее полушарие или адская область египтян, помещенная ими на скрытой от нас стороне Луны. В их Эзотеризме человеческое существо пришло с Луны – это тройная тайна, астрономическая, физиологическая и психическая одновременно; оно прошло весь цикл существования и затем вернулось к своему месторождению, прежде чем снова выйти из него. Так умерший изображается приходящим на Запад, получающим свой суд перед Озирисом, воскрешающим, как Бог Гор и вращающимся вокруг звездных небес, что является аллегорическим уподоблением Ра, Солнцу; затем, пройдя Нут, Небесную Бездну, снова возвращается в Тиау. Это есть уподобление Озирису, который, как Бог Жизни и размножения, обитает в Луне. Плутарх[365] говорит о торжественном празднестве египтян, называемом «Вступлением Озириса в Луну». В «Ритуале»[366] жизнь обещана после смерти, и обновление жизни находилось под покровительством Озириса-Лунного, ибо Луна была символом обновления жизни или перевоплощений по причине ее роста, убыли и умирания и нового появления каждый месяц. В «Dankmoe»[367] говорится: «О Озирис-Лунный, ты, который возобновляешь себе свое обновление». И Сабекхт говорит Сети I[368]: Ты обновляешь себя, как Бог Лунный, когда он в младенчестве». Еще лучше объяснено это в папирусе из коллекции Лувра[369]: «Сочетания и зачатия умножаются, когда он (Озирис-Лунный) виден в небесах в этот день.» Говорит Озирис: «О единый блистающий луч Луны! Я происхожу из вращающихся множеств (звезд)... Открой мне Тиау для Озириса Н. Я выйду днем выполнить то, что я должен совершить среди живущих[370] – т. е., произвести зачатия.

Озирис был «Богом проявленным в зарождении», ибо древние знали гораздо лучше наших современников истинные оккультные влияния лунного тела на тайны зарождения.

В древнейших системах Луна всегда была мужского начала. Так Сома у индусов – своего рода небесный дон Жуан, «король» и отец, хотя и незаконный, Будха-Мудрости[371]. Это относится к Оккультному Знанию, мудрости, собранной через основательное ознакомление с лунными тайнами, включая и тайны полового зачатия. В позднейшие времена, когда Луна стала связываться с Женским Началом, с богинями Дианою, Изидою, Артемидою, Юноною и т. д., эта связь тоже явилась в силу основательного знания физиологии и женской природы, как физической, так и психической.

Если бы вместо бесполезных уроков из Библии, преподаваемых в воскресных школах, армии бедных и несчастных были ознакомлены с астрологией – хотя бы только что касается до свойств Луны и ее скрытых влияний на зачатие – то не нужно было бы опасаться увеличения населения или же прибегать к Мальтузианской литературе для приостановки его. Ибо, именно, Луна и ее сочетания регулируют зачатия, и каждый астролог в Индии знает это. Во времена прежних Рас и, по крайней мере, при начале настоящей, те, кто предавались брачным совокуплениям во время некоторых лунных фаз, делавших эти совокупления бесплодными, считались колдунами и грешниками. Но, теперь, даже эти грехи древности, возникшие вследствие злоупотребления Оккультным Знанием, были бы предпочтительнее, нежели преступления наших дней, размножающиеся в силу полного неведения о таких оккультных влияниях.

Но вначале Солнце и Луна были единственными видимыми и в силу своих воздействий, так сказать, ощутимыми, психическими и физиологическими божествами – Отец и Сын – тогда как Пространство или Воздух вообще или же та часть неба, которая называлась египтянами «Нут», была их скрытым Духом или же Дыханием обоих. Отец и Сын заменяли друг друга в своих функциях и трудились совместно и гармонично в своих воздействиях на земную природу и человечество; потому их рассматривали воедино, хотя, как олицетворенные Сущности, они были Двое. Оба были мужского начала и каждый имел свою определенную, хотя и в полном сотрудничестве, работу в деле зарождения человечества. Таким образом, понятия, рассматриваемые с точки зрения астрономической и космической и выраженные на символическом языке, обратились в нашей последней расе в понятия теологические и догматические. Но за покровом космических и астрологических символов существовали оккультные тайны антропографии и первичного генезиса человека. И в этом никакое знание символов, ни даже ключ к послепотопному символическому языку евреев не поможет, за исключением только того, что касается выданного в священных, национальных писаниях для экзотерического употребления; и сумма этих писаний, как бы ни была она искусно затемнена, была лишь малой частью истинной, примитивной истории каждого народа и, кроме того, часто, как например, в еврейских Писаниях, относилась лишь к земному человеку, а не к божественной жизни этого народа. Этот психический и духовный элемент принадлежал МИСТЕРИЯМ и ПОСВЯЩЕНИЮ. Были вещи, которые никогда не записывались на свитках, но, как в Центральной Азии, вырезались на скалах и на стенах подземных святилищ.

Тем не менее, было время, когда весь мир имел «один язык и одно знание», и человек знал о своем происхождении больше, нежели сейчас; когда он знал, что Солнце и Луна, несмотря на ту большую роль, которую они играли в сложении, росте и развитии человеческого тела, все же не были непосредственными, причинными посредниками его появления на Земле; ибо этими посредниками в действительности являются живущие и разумные Силы, которых оккультисты называют Дхиан-Коганами.

По этому поводу один очень сведущий поклонник еврейского Эзотеризма говорит:

Каббала ясно излагает, что Элохим есть «общая абстракция», то, что мы называем в математике «постоянный коэффициент» или «общая функция», входящий не в какое-либо особое, но во все построения, т. е. как общее отношение 1 к 31415 (Астро-Дхианические и Элохические цифры).

На что Восточный Оккультизм отвечает: Совершенно правильно; они являются абстракцией для наших физических чувств, но для наших духовных познаваний и для нашего внутреннего духовного взора Элохим или Дхиани небольшая абстракция, нежели наша душа и дух для нас. Отбросьте одно, и вы отбросите другое, ибо то, что составляет переживающую Сущность в нас, есть частью непосредственная эманация этих небесных Существ, частью же сами эти Существа. Одно верно, что евреи были вполне ознакомлены с колдовством и различными зловредными силами; но за исключением некоторых великих пророков и ясновидцев, как Даниил и Иезекиил – Енох принадлежал к отдаленнейшей расе, как родовой характер и не к одной какой-либо народности, но как общий всем им – они знали мало и не хотели иметь дела с истинным Оккультизмом; их национальный характер противился всему, что не имело прямого отношения к их этнографическим расовым, племенным и личным интересам – свидетелями этому явились их собственные пророки и те проклятия, которыми они громили эту «крепковыйную расу». Но даже Каббала ясно указывает на прямую связь между Сефиротами или Элохимом и людьми.

Потому, когда нам докажут, что каббалистическое отождествление Иеговы с Бина, Сефирою Женского Начала, имеет еще другое значение, суб-оккультное, тогда и только тогда оккультисты будут готовы протянуть пальму совершенства каббалистам. А пока что утверждается, что так как Иегова, в абстрактном смысле «Единого Живого Бога», есть единичное число, метафизическая фикция и становится реальностью только, когда поставлен в надлежащее ему место, как эманация и Сефира – мы имеем право утверждать, что в Зохаре, как это свидетельствует «Книга Чисел», была преподана (во всяком случае, до его искажения каббалистами-христианами) и сейчас еще преподается та же наша доктрина, которая утверждает, что человек исходит не от одного Небесного Человека, но от Семеричной Группы Небесного Человечества или Ангелов. То же утверждение находим мы и в «Пэмандре, Божественной Мысли».

_____

СТАНЦА VII. – Продолжение.

3. КОГДА ЕДИНЫЙ СТАНОВИТСЯ ДВУМЯ, ТРОИЧНЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (а) И ТРОЕ ЕДИНЫ[372]; ЭТО НАША НИТЬ, О ЛАНУ, СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА-РАСТЕНИЕ, НАЗЫВАЕМОГО САПТАПАРНА (b).

а) «Когда Единый становится Двумя, Троичный проявляется», т. е., когда Единый Вечный роняет свое отображение в область Проявления, то это отображение, Луч, дифференцирует Воды Пространства; или, говоря словами, «Книги Мертвых»: «Хаос прекращается в силу сияния Луча Изначального Света, рассеивающего полную Тьму при помощи великой магической силы Слова (Центрального) Солнца». Хаос становится двуначальным, муже-женственным, и Вода оплодотворяется Светом, и Троичное Существо исходит, как Перворожденный; «Ра (или Озирис Пта) создает свои Члены (подобно Браме), создавая Богов, предназначенных олицетворять его фазы «в течение всего Цикла». Египетский Ра, возникающий из Глубины, есть Божественная Мировая Душа в ее проявленном аспекте, так же как и Нараяна, Пуруша, «сокрытый в Акаше и явленный в Эфире».

Это является метафизическим объяснением и относится к самому началу эволюции или, как сказали бы мы, к Теогонии. Смысл этой Станцы, объясненный с другой точки зрения по отношению к тайне человека и его происхождению, еще труднее понять.

Чтобы составить ясное представление того, что означает, что Единый становится Двумя, а затем преображается в Троичность, ученик должен вполне ознакомиться с тем, что мы называем Кругами. Если он обратится к «Эзотерическому Буддизму» – первой попытке набросать приблизительную схему архаической космогонии – он увидит, что под Кругом понимается периодическая эволюция нарождающейся материальной Природы семи Сфер-миров нашей Цепи[373], с их минеральным, растительным и животным царствами; человек включается в последнее и стоит во главе его на протяжении всего периода Цикла-Жизни; последний был бы назван браминами «Днем Брамы». Короче говоря, это есть одно обращение «Колеса» (наша Планетная Цепь), состоящего из Семи Сфер или семи отдельных «Колес», на этот раз в другом смысле. Когда эволюция прошла в нисходящем порядке в материю от Сферы А до Сферы G, этим закончился один Круг. В середине четвертого кругообращения, являющегося нашим настоящим Кругом, «Эволюция» достигла своей кульминационной точки физического развития и увенчала свой труд совершенным физическим человеком и, от этой точки она начинает свою работу в духовном направлении.» Все это не нуждается в большем повторении, ибо это хорошо объяснено в «Эзотерическом Буддизме». Однако то, что было едва лишь затронуто, именно происхождение человека и то малое, что было сказано об этом, ввело в заблуждение многих, потому вопрос этот должен быть сейчас несколько больше освещен, но лишь настолько, чтобы сделать эту Станцу более понятной, ибо процесс этот будет полнее объяснен лишь в его законном месте, во втором томе.

Итак, каждый Круг по нисходящей скале есть лишь повторение в более конкретной форме предшествовавшего Круга, так же как каждая Сфера, по нисходящей дуге вплоть до нашей Четвертой Сферы, настоящей Земли, есть более грубая и более материальная копия более эфирной, предшествовавшей ей сферы, согласно установленному порядку на трех высших планах[374]. На своем пути вверх, по восходящей дуге, эволюция одухотворяет и делает, так сказать, более эфирной общую природу всего, доводя ее до уровня плана близнеца Сферы, помещенной на противоположной дуге: в результате, когда достигается Седьмая Сфера в каком-либо Круге, природа всего эволюционирующего возвращается к состоянию, в котором она находилась при ее точке отправления – при этом каждый раз достигается новая и высшая стадия в состояниях сознания. Таким образом становится ясным, что так называемое «происхождение человека» в этом нашем настоящем Круге или Цикле Жизни, на этой планете, должно занимать то же место, в том же порядке – как и в предыдущем Круге, за исключением деталей, основанных на местных условиях и времени. Снова должно быть объяснено и запомнено, что работа каждого Круга поручается различной Группе, так называемых, Творцов или Зодчих, то же самое может быть сказано и о каждой Сфере; т. е., она находится под наблюдением и водительством особых Строителей и Охранителей – различных Дхиан-Коганов.

«Творцы» есть неправильно употребляемое слово, ибо ни одна религия, ни даже секта Висиштадвайта в Индии, которая очеловечивает даже Парабрамана, не верит в творение ex nihilo, как это делают христиане и евреи, но лишь в эволюцию из предшествующих материалов.

Группа Иерархии, которой поручено «творить» людей, есть особая Группа; она развила человека-тень в этом Цикле, точно так же, как высшая и еще более духовная Группа развила его в Третьем Круге. Но так как эта Группа Шестая по нисходящей скале Духовности – последняя Седьмая уже духи Земли (Элементалы), которые постепенно формируют, слагают и уплотняют его физическое тело – то эта Шестая Группа развивает лишь форму-тень будущего человека, тонкую оболочку, едва уловимую зрением, прозрачную копию себя самих. Задача Пятой Иерархии – таинственных Существ, возглавляющих созвездие Козерога, Макара или «Крокодила» в Индии и Египте – состоит в одушевлении: пустой и эфирной, животной формы и создании из нее Разумного Человека. Это одна из тем, о которых очень мало может быть сказано во всеуслышание.

Истинно, это тайна, но только для того, кто отвергает существование разумных и сознательных Духовных Существ во Вселенной и уделяет полную сознательность только человеку, и то лишь, как «функцию мозга». Многие из этих Духовных Существ воплощались телесно в человеке со времени его первого появления и, несмотря на это, все еще существуют так же независимо, как и раньше, в беспредельности Пространства.

Точнее сказать, подобная невидимая Сущность может телесно присутствовать на Земле, не покидая своего положения и функций в сверхчувственных областях. Если это требует объяснения, то мы можем лишь напомнить читателю аналогичные случаи в так называемом «Спиритуализме»; хотя подобные случаи очень редки, по крайней мере, что касается до природы сущности, которая воплощается или временно овладевает медиумом. Ибо так называемые «духи», которые могут иногда овладевать телами медиумов, не есть монады или высшие принципы развоплощенных индивидуальностей. Такие духи могут быть только элементариями или – Нирманакая. Именно, подобно тому, как некоторые люди, вследствие особой организации или в силу приобретенной мощи мистического знания, могут быть видимы в своих «двойниках» в одном месте, тогда как их тело находится на расстоянии многих миль, такие же аналогичные проявления могут иметь место в случае Высших Существ.

Человек, рассматриваемый философски в своей внешней форме, есть просто животное, лишь немного совершеннее своего обезьяно-подобного предка Третьего Круга. Он живое тело, но не живое существо, ибо осознание существования «Ego Sum» требует самосознания; животное же может иметь лишь непосредственное сознание или инстинкт. Это было настолько хорошо понято древними, что даже каббалисты сделали из души и тела две Жизни, независимые одна от другой. В «New Aspects of Life», автор излагает каббалистическое Учение:

«Они утверждали, что, в силу своих функций, Дух и Материя, соответствующей непрозрачности и плотности, стремились к сочетанию; и что созданные таким сочетанием Духи, в своем развоплощенном состоянии, строились по скале, по которой воспроизводились различные непрозрачности и прозрачности элементального или не созданного Духа. И что эти Духи, в развоплощенном состоянии, привлекали, завладевали, претворяли и ассимилировали начальный Дух и начальную Материю, состояние которых соответствовало их собственному... Потому они учили, что существовала большая разница в состояниях сотворенных Духов; и что в тесном сотрудничестве между миром Духа и миром Материи более уплотненные Духи, в своем развоплощенном состоянии привлекались к более плотным частям материального мира и потому стремились к центру Земли, где они находили условия, более подходящие к их состоянию; тогда как более прозрачные Духи переходили в окружающую ауру планеты; и самые разреженные находили свое место на ее спутнике»[375].

Это относится исключительно к нашим элементальным (начальным) духам и не имеет ничего общего с Планетарными, Небесными Космическими или Между-Эфирными Разумными Силами или «Ангелами», как их именует римская церковь. Еврейские каббалисты и в особенности практикующие оккультисты, занимавшиеся церемониальной магией, имели дело исключительно лишь с Духами Планет и, так называемыми, «Элементалами». Потому вышесказанное покрывает лишь одну часть Эзотерического Учения.

Душа, телесным проводником которой является астральная, эфиро-субстанциальная оболочка могла умереть, а человек мог еще продолжать жить на Земле. То есть, Душа могла освободиться и покинуть свое обиталище из-за различных причин, подобных сумасшествию, духовной и физической развращенности и т. д. Возможность для Души – т. е., для вечного Духовного Эго – обитать в невидимых мирах в то время, когда ее тело продолжает жить на Земле, является преимущественно Оккультной Доктриной, особенно в китайской и буддийской философии. Много вокруг нас бездушных людей, ибо подобные случаи встречаются, как среди злобных материалистов, так и среди лиц, «которые, продвигаясь в святости, никогда не обращаются назад».

Потому то, что могут совершать живущие (Посвященные), еще лучше могут выполнить Дхиани, которые не имеют физических тел, связывающих их. Таково было верование допотопных обитателей и оно скоро будет принадлежать современному интеллигентному обществу в «спиритуализме», так же как и греческой и римской церквам, учащим вездесущности своих Ангелов. Последователи Зороастра рассматривали своих Амешаспентов как двояких сущностей (Фэруэры), применяя эту двоячность – во всяком случае, в эзотерической философии – ко всем духовным и невидимым обитателям бесчисленных и видимых нам миров в пространстве. В заметках Дамасция (Шестой век) о халдейских оракулах мы имеем достаточно доказательств о всемирности этой доктрины, ибо он говорит: «В этих Оракулах, Семь Космократоров Мира («Столбы Мира»), также упомянутые Св. Павлом, являются двоякими. Одна Группа предназначается управлять высшими мирами, духовными и небесными, а другая руководить и блюсти миры материи.» Таково также мнение и Ямвлиха, делающего явное различие между Архангелами и Архонтами[376].

Вышесказанное может быть применено, конечно, к различию, делаемому между степенями или классами Духовных Существ, именно, в этом смысле римско-католическая церковь старается истолковать и преподавать это различие, ибо тогда как в ее учении Архангелы являются божественными и священными, их «Двойники» провозглашаются Дьяволами. Но слово Фэруэр не следует понимать в этом смысле, ибо оно просто означает противоположность или обратную сторону любого атрибута или качества. Так, когда оккультист говорит, что «Демон есть обратная сторона Бога» – зло, обратная сторона медали – он не предполагает две отдельные действительности, но два аспекта или грани того же самого Единства. Но лучший живущий человек, поставленный бок о бок с Архангелом – каким описывает его теология – покажется сатанинским исчадием. Отсюда некоторое основание в умалении низшего «Двойника», погруженного гораздо глубже в материю, нежели его Образец. Но, все же, также мало имеется причин рассматривать их, как дьяволов; но, именно, это утверждают римско-католики, вопреки всякому смыслу и логике.6392*

Эта тождественность между Духом и его материальным «Двойником» – в человеке это наоборот – еще лучше объясняет путаницу, на которую уже намекалось в этом труде, в именах и индивидуальностях, так же как и в численности Риш и Праджапати; особенно тех, относящихся к Сатья Юге и Периоду Махабхараты. Это также бросает добавочный Свет на то, чему учит Тайная Доктрина о Коренных или Ману-Семени. Не только эти прародители нашего человечества, но каждое человеческое существо, так учат нас, имеет своего прототипа в духовных сферах и этот прототип есть высшая сущность его седьмого принципа. Таким образом, семь Ману становятся четырнадцатью, Коренной Ману, будучи Перво-Причиной, а Ману-Семени ее следствием; и от Сатья Юги (первой стадии) до Героического Периода, эти Ману или Риши достигают числа двадцати одного.

b) Заключительная фраза этого Стиха указывает, насколько архаичны верование и доктрина о семеричности человеческого строения. «Нить» Бытия, оживотворяющая человека и проходящая через все его личности или рождения на этой Земле – намек на Сутратма – Нить, на которой, кроме того, нанизаны все его «Духи», соткана из естества Троичных, Четверичных и Пятеричных, которые содержат все предыдущие. Панчашикха, согласно Падма Пуране [377], есть один из семи Кумаров, которые отправляются в Света-Двипа для почитания Вишну. Далее мы увидим, какая связь существует между «безбрачными» и непорочными Сынами Брамы, отказавшимися «размножаться», и земными смертными. Пока что очевидно, что «Человек-Растение Саптапарна» относится, таким образом, к семи принципам и что человек уподобляется этому семилистному растению, такому священному среди буддистов. Египетская аллегория в «Книге Мертвых», относящаяся к «вознаграждению Души», настолько же показательна для нашей семеричной доктрины, как и поэтична. Умершему выделяется кусок земли на поле Анару, где Manes, обожествленные тени умерших, собирают, как жатву, посеянную их деяниями в жизни, рожь семи кубов высоты, растущую в местности, разделенной на семь и четырнадцать частей. Эта рожь есть та пища, благодаря которой они будут жить и благоденствовать или же которая убьет их в Аменти, в царстве, где поле Анару является лишь областью. Ибо, как сказано в гимне[378], умерший или уничтожается там, или становится чистым духом на Вечность, вследствие «семижды семидесяти семи жизней», проведенных или которые будут проведены им на Земле. Это представление о жатве ржи, как «плода деяний», весьма изобразительно.

_____

СТАНЦА VII. – Продолжение

4. ЭТО ЕСТЬ КОРЕНЬ, НИКОГДА НЕУМИРАЮЩИЙ; ТРИ-ЯЗЫЧНОЕ ПЛАМЯ ЧЕТЫРЕХ ФИТИЛЕЙ (а)... ФИТИЛИ – ИСКРЫ, КОТОРЫЕ ИЗВЛЕКАЮТ ИЗ ТРИ-ЯЗЫЧНОГО ПЛАМЕНИ[379], УСТРЕМЛЕННОГО СЕМЬЮ, – ИХ ПЛАМЯ – ЛУЧИ И ИСКРЫ ОТ ЕДИНОЙ ЛУНЫ, ОТРАЖЕННОЙ В СТРУЯЩИХСЯ ВОЛНАХ ВСЕХ РЕК ЗЕМЛИ (b) [380].

а) «Три-язычное Пламя, никогда неумирающее», есть бессмертная духовная триада – Атма, Буддхи и Манас или, вернее, плод последнего, ассимилированный первыми двумя после каждой земной жизни. «Четыре Фитиля», которые выходят и гаснут, суть четыре низших принципа, включая тело.

«Я есмь Трех-Фитильное Пламя и мои Фитили бессмертны», говорит Умерший. «Я вхожу в область Секхем (Бог, чья рука сеет семя действия, совершенного развоплощенной душой) и Я вступаю в Область Пламен, которые уничтожили своих противников, (т. е. освободились от Четырех Фитилей[381], порождавших грех)».

«Три-язычное Пламя Четырех Фитилей» соответствует четырем Единицам и трем Двойкам Древа Сефиротов.

b) Подобно миллиардам сверкающих искр, танцующих на водах океана, над которым светит одна и та же Луна, наши мимолетные, эфемерные Личности – призрачные оболочки бессмертной Монады-Эго – мерцают и пляшут на волнах Майи. Они появляются и так же, как тысячи искр, рожденные лучами Луны, живут лишь, пока Царица Ночи излучает свой свет на «стремительные волны» Жизни, на протяжении периода Манвантары; а затем они исчезают, и «Лучи» – символы наших вечных Духовных Эго – одни лишь переживают, погружаясь обратно и сосуществуя, как и раньше, воедино с Матерью-Источником.

_____

СТАНЦА VII. – Продолжение.

5. ИСКРА, ФОХАТА НИТЬЮ ТОНЧАЙШЕЙ С ПЛАМЕНЕМ СОЕДИНЕННАЯ. ОНА СТРАНСТВУЕТ ЧЕРЕЗ СЕМЬ МИРОВ МАЙИ (а). ОНА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ В ПЕРВОМ[382], СТАНОВЯСЬ МЕТАЛЛОМ И КАМНЕМ; ПРОХОДИТ ВО ВТОРОЙ[383], И УЗРИ – РАСТЕНИЕ; РАСТЕНИЕ ВРАЩАЕТСЯ В СЕМИ СМЕНАХ И СТАНОВИТСЯ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ[384] (b). ИЗ ЭТИХ СВОЙСТВ СОЧЕТАНИЙ МАНУ[385] – МЫСЛИТЕЛЬ СОЗДАЕТСЯ. КТО СОЗДАЕТ ЕГО? СЕМЬ ЖИЗНЕЙ И ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ (с). КТО ЗАВЕРШАЕТ ЕГО? ПЯТИРИЧНЫЙ ЛХА. КТО СОВЕРШЕНСТВУЕТ ПОСЛЕДНЕЕ ТЕЛО? РЫБА, ГРЕХ, СОМА[386] (d)...

а) Фраза «Через Семь Миров Майи» относится здесь к семи Сферам Планетной Цепи и Семи Кругам или к сорока девяти местопребываниям деятельного существования, которые предстоят «Искре» или Монаде при начале каждого Великого Цикла-Жизни или Манвантары. «Нить Фохата» есть ранее упомянутая Нить Жизни.

Это относится к величайшей проблеме философии – физической и субстанциональной природе Жизни, независимая, самостоятельная природа которой отрицается современной наукою, ибо эта наука не в состоянии понять этого.

Только верующие в перевоплощение и Карму туманно прозревают, что вся Тайна Жизни заключается в непрекращающихся сериях ее проявлений в физическом теле или же вне его. Ибо если даже:

Жизнь, подобно куполу стекол многоцветных,

Расцвечает Вечности блистающую белизну...

тем не менее, она сама есть часть и частица этой Вечности; ибо лишь Жизнь может понять Жизнь.

Что есть эта «Искра, соединенная с Пламенем»? Это Джива, Монада в сочетании с Манасом, или, вернее, его аромат – то, что остается от каждой Личности, если она достойна и соединена с Атма-Буддхи, Пламенем, посредством Нити Жизни. В каком бы смысле это не было истолковано и на сколько принципов не был бы разделен человек, легко может быть доказано, что эта доктрина подтверждается всеми древними религиями от ведической до египетской, от религии Зороастра до еврейской. Что касается до последне-упомянутой, то каббалистические труды дают многочисленные доказательства этому утверждению. Вся система каббалистических чисел основана на Божественной Семеричности, исходящей из Триады, образуя, таким образом, Декаду и ее превращения 7, 5, 4 и 3, которые, в конце концов, все погружаются во Единого; в бесконечный и беспредельный Круг.

Как гласит Зохар:

«Божество (вечно невидимое Присутствие) проявляется посредством десяти Сефиротов, являющихся его лучезарными свидетелями. Божество, подобно Морю, из которого вытекает река, называемая Мудростью, воды которой впадают в озеро, именуемое Разумом. Из бассейна, на подобие семи каналам, исходят Семь Сефиротов... ибо десять равняются семи: Декада содержит четыре Единицы и Три Двойки».

Десять Сефиротов соответствуют Членам Человека.

«Когда Я (Элохим) сотворил Адама Кадмона, Дух Вечный сверкнул из его Тела, подобно молнии, которая тотчас засияла на волнах семи миллионов небес и мои десять Сефиротов были его Членами».

Но ни Голова, ни Плечи Адама Кадмона не могут быть видимы, потому мы читаем в Сифра ди-Цениута, «Книге Сокрытой Мудрости»:

«От начала времени, после того, как Элохим («Сыны Света и Жизни» или Строители) сформировали из вечной Субстанции Небеса и Землю, они создали миры шесть по шести».

Седьмой – Малкут, наша Земля[387], на ее плане и низшая на всех других планах сознательного существования. Халдейская Книга Чисел содержит подробное объяснение всего этого.

«Первая Триада Тела Адама Кадмона (три высшие плана из семи)[388] не может быть видима, прежде чем Душа не предстанет перед Ликом Ветхого Деньми».

Сефироты этой высшей Триады следующи: «1) Кэтэр (Венец), представленный челом Макропросопуса; 2) Хокма (Мудрость, мужской принцип) его правым плечом; и 3) Бина (Разум, женский принцип) левым плечом.» Затем следуют семь Членов или Сефиротов на планах проявления; совокупность этих четырех планов представлена Микропросопусом, Меньшим Ликом или Тетраграмматоном. Тайною «Четырех Букв». «Семь проявленных и Три сокрытых Члена суть Тело Божества».

Таким образом, наша Земля Малкут одновременно седьмой и четвертый Мир; Седьмой, если считать от первой верхней Сферы, четвертый, если считать по планам. Она зарождена шестой Сферой или Сефирою, называемою Иесод, «Основанием» или, как сказано в Книге Чисел: «При помощи Иесод Он (Адам Кадмон) оплодотворяет первичн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: