Психолого-антропологический подход

В западной культуре проблемы женщины рассматривается в контексте различных подходов. Соотношение биологических и культуральных факторов позволяет выйти на специфические проблемы фемининности. Культурные исследования, клинические наблюдения Ш.Радо, Х.Дейч, М.Клейн, позволили К.Хорни, на основе концепций психоанализа, выделить наиболее существенные интегральные характеристики, позволяющие обозначить феномен фемининности зависимой от «мужской идеологии».

Она рассматривала две группы факторов, влияющих на подчинение женщины – мужчине, однако при этом наблюдались тенденции дифференциации представлений о половых ролях на основе психических, поведенческих, соматических свойствах и реакциях индивида.

В культурной среде она выделяла следующие наиболее существенные факторы дифференциации женских ролей от мужских:

· … женщина считается существом, которое в целом ниже мужчины…;

· женщина экономически зависит от мужчины или семьи, так как это способствует эмоциональной адаптации путем зависимости;

· деятельность женщин ограничивается сферами, где все строится на эмоциональных связях: семьей, религией и благотворительностью…

По мимо культурологических доктрин, которые складывались исторически, соматическая организация женщин может способствовать принятию роли подчинения. К. Хорни выделяет следующие анатомически -психологические факторы[79]:

· мужчины в среднем сильнее женщин;

· женщины больше подвержены насилию;

· менструация, дефлорация, деторождение, поскольку это кровавые и болезненные процессы, тоже с готовностью служат реализации мазохистских устремлений;

· биологическая обусловленная ассиметрия участия в половом акте…

Рассматривая природу женского мазохизма, К. Хорни стремилась найти существенные детерминанты фемининности на основе антропологических, анатомических, психоаналитических подходов.

Помимо данных подходов появляются психологические теории осмысляющие нравственные концепции идентифицирующие фемининность. Гиллиган предложила женскую концепцию развития нравственности на основе «женских ценностей»: заботе о ближнем, самоотречение. С ее позиций нравственное развитие женщины проходит три уровня развития.

У ровень 1- самоозабоченность. Этот уровень характеризуется тем, что женщину интересуют субъекты, удовлетворяющие ее потребности. Однако постепенно эгоизм начинает сменяться тенденциями к самоотречению. Не смотря на то, что женщина еще сосредоточена на собственном благополучии, в случае принятия решений она учитывает интересы других людей.

Уровень 2- самопожертвование. На этой стадии женщина следует социальным нормам. Она переходит к удовлетворению собственных желаний, лишь после удовлетворения потребностей других. Роль «хорошей матери», поведение которой диктует ожидания окружающих, заставляет ее постоянно делать выбор, чувствовать ответственность за свои поступки. На этой стадии осуществляется переход от самопожертвования к самоуважению, где принимается в расчет собственные потребности.

Уровень 3- самоуважение. На этом уровне женщина осознает, что только она способна сделать выбор, касающейся ее жизни, если он не причинит вреда людям, связанных с ней семейными и социальными узами. На этом этапе нравственное сознание оформляется в мораль непротивления.

Концепция развития женской нравственности противостоит концепции развития нравственности предложенной Кольбергом, включающий стадии преднравстенной стадии, конвенциональной, постконвенциональной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: