Время реакции и прогнозирование удара

В настольном теннисе все решается за какие-то доли секунды. Только те игроки, которые обладают быстрой реакцией, имеют шансы на успех. Игра в настольный теннис балансирует на грани человеческой способности реагировать и часто переходит эту грань. В современном теннисе мяч летит над сеткой со скоростью приблизительно 20 м/сек. При завершающих ударах начальная скорость полета мяча доходит до 140 км/ч. При быстрой игре интервалы времени между ударом одного игрока и ответным ударом другого составляют приблизительно 0,4 сек.

С момента, когда появляется явный сигнал (для теннисиста это приближение мяча, отбитого соперником), называемый оптическим сигналом, и до момента появления реакции (т.е., до начала ответного удара) должно пройти определенное время, так называемое время реакции. С момента появления оптического сигнала время реакции в среднем составляет 200 миллисекунд, что, конечно, варьируется в зависимости от возможностей конкретного игрока. Если принимать в расчет максимальную скорость полета мяча, т.е. расстояние, которое проходит мяч между теннисистами, играющими близко к краю стола, и период их реакции, то получается, что начинать реагировать и/или производить удар теннисист должен уже тогда, когда мячу остается преодолеть еще 1,5 м дистанции. Такое решение, безусловно, само собой разумеющееся, поскольку игрок начинает реагировать еще до того, как соперник коснулся мяча; он ожидает и предвидит то, что соперник планирует сделать, и реагирует с опережением события.

Опытный теннисист программирует свои последующие действия еще до того, как соперник коснулся мяча ракеткой. Подготовка для ответного удара осуществляется в соответствии с предположением о том, какой удар может нанести оппонент. За доли секунды игрок должен принять несколько важных решений относительно дальнейшего развития игры: будет ли он отвечать на удар соперника атакующим или защитным ударом, ударом справа или слева, будет ли он с вращением и каким вращением, куда направить мяч и т.д. В настольном теннисе реакция обычно следует на то, что соперник собирается совершить, а не на то, что он уже сделал, - то есть реакция предвосхищает событие (реакция по антиципации). Таким образом, становится понятной причина, по которой теннисисты стараются совершать неожиданные маневры во время игры, т.е. действия, которые соперник не может предугадать и, соответственно, вовремя среагировать. Когда игрок делает неверные предположения о том, что собирается совершить его соперник и/или соперник действует совершенно неожиданно, то он начинает реагировать в соответствии со своим неверным предположением и едва ли сумеет вовремя остановить и скорректировать свои действия.

В соответствии с определением Ноймайера (Neumaier), "прогнозирование - это познавательный процесс, при котором осуществляется сбор информации, связанной с последующим действием, и ее анализ на основе предыдущего опыта". Ритсдорф полагает, что процесс прогнозирования включает как минимум три компонента: идентификация параметров, соответствующих правильному прогнозированию, правильная оценка этих параметров и разработка адекватного действия в соответствии с установленным прогнозированием.

В настольном теннисе процесс прогнозирования играет очень важную роль. Выделяют эмпирическое прогнозирование и прогнозирование по ранее увиденному действию. При эмпирическом прогнозировании игрок предугадывает (до того как соперник произвел удар - в соответствии с ранее полученным опытом игры с этим же соперником, опытом применения определенных типов ударов, опытом нахождения в конкретной игровой ситуации) возможные ответные действия соперника на самой ранней стадии. Игрок выбирает из многочисленных разнообразных вариантов наиболее вероятный и заранее решает как реагировать на действия партнера. Что касается прогнозирования, основанного на ранее увиденном действии, то здесь игрок начинает реагировать только тогда, когда соперник уже произвел удар. Основываясь на уже увиденном ударе и начале полета мяча, он предугадывает куда конкретно, с какой скоростью и вращением полетит мяч, а затем принимает решение относительно адекватной реакции и действует. Совершенно очевидно, что в интересах игрока развивать эмпирическое прогнозирование, которое позволяет, даже при игре на высоких скоростях, своевременно принимать решения и адекватно реагировать. Прогнозирование в игре в настольный теннис относится к сугубо личностным действиям как самого игрока, так и его оппонента. Хотя оба процесса происходят единовременно, необходимо внимательно изучать действия соперника. Таким образом, для игрока особенно важно принимать во внимание свои собственные действия в отношении оппонента. Однако это получится только тогда, когда спортсмен будет в состоянии контролировать использование своего технического арсенала и доведет выполнение всех элементов до автоматизма.

Новичок обычно полностью занят своими собственными действиями и времени на изучение движений партнера уже не остается. Только когда спортсмен достиг такого уровня профессионализма, когда использует свои технические навыки автоматически, он способен наблюдать как за движениями соперника, так и за своими собственными. Процесс прогнозирования будет проистекать еще быстрее и эффективнее, если получаемые от оппонента сигналы он будет стараться распознавать сознательно. Определенное положение тела будет означать, что мяч полетит в диагональном направлении; определенный замах обозначит игру с вращением и т.д. Таким образом, становится очевидным, что прогнозирование в настольном теннисе зависит от предшествующего опыта игрока. Этот опыт имеет смысл накапливать за счет тренировок и выступлений на соревнованиях. Но надо не просто играть с максимальным числом самых разных спортсменов; во время игры необходимо сознательно выделять моменты в движениях соперника, позволяющие предугадывать его последующие действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: