Морской транспорт. В работе морского транспорта выделяют трамповое и линейное судоходство

В работе морского транспорта выделяют трамповое и линейное судоходство.

Трамп (tramp vessel, англ.) – это судно для перевозки грузов по любым направлениям (лайнер). Оно не закреплено за постоянными портами, не работает на регулярных линиях, не ограничивается конкретными видами грузов. Этими основными чертами трамповое судоходство отличается от линейного.

Заключение договора перевозки груза в трамповом судоходстве называют фрахтованием, а сам договор – чартером.

Чартер (charter, англ.) – договор между владельцем транспортного средства (судовладельцем, или фрахтовщиком) и нанимателем (фрахтователем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок[4].

Цена перевозки груза трамповым судном выражается в виде фрахтовой ставки в расчете на единицу груза (тонну, кубометр и т.д.). Размер фрахтовой ставки определяется по соглашению сторон и зависит не только от объема груза и расстояния перевозки, но и от вида груза, условий рейса и текущей конъюнктуры фрахтового рынка. Фрахтовая ставка действительна только на период данной сделки.

Тарифы – система цен перевозки, действующая в линейном судоходстве. Они разрабатываются линейной судоходной компанией и применяются для любого отправителя в течение длительного периода.

И тарифы, и фрахтовые ставки определяются на основе расчета эксплуатационных затрат, которые включают в себя амортизационные отчисления, расходы на топливо, ремонт, содержание экипажа, страхование, норма прибыли на вложенный капитал или проценты за кредит и пр. Кроме того, цена перевозки включает в себя величину налоговых ставок и прибыль.

Рынок морских перевозок делится на открытый и закрытый. К закрытому рынку относится линейное судоходство, а также перевозки грузов под контролем государства (каботажные, внутренние перевозки, перевозки стратегических грузов и т.д.). На закрытый рынок допускаются только отдельные группы судовладельцев. Линейные компании на каждом направлении перевозок образуют объединения картельного типа – фрахтовые конференции, которые устанавливают единые монопольные тарифы. Под открытым рынком понимается часть международных грузопотоков, где участие осуществляется в условиях относительно свободной конкуренции. В настоящее время доля этого рынка составляет 15-20% от общего объема международных морских перевозок, или 500 млн. т в год.

Анализ конъюнктуры и прогноз на будущие периоды фрахтовых ставок и тарифов осуществляется с помощью фрахтовых индексов, которые рассчитываются как по отдельным грузопотокам, так и в целом по мировому рынку или по отдельным географическим регионам.

Величина фрахтового индекса определяется по формулам:

а) по отдельному грузопотоку б) по совокупности грузопотоков

i = f1 / f0

где q0 – объем перевозок в базисном периоде; f0, f1 – цена перевозки (фрахтовая ставка или тариф) в базисном и анализируемом периодах.

Материалы по состоянию рынка морских перевозок регулярно публикуются в справочниках: Shipping Statistics and Marketing Review, Lloyd’s Shipping Economist (LSE) и др.

Уровень тарифов линейного судоходства зависит от:

Ÿ вида перевозимого груза (влияет на загрузку судна и величину эксплутационных затрат);

Ÿ платежеспособности грузоотправителей (грузополучателей);

Ÿ политики по регулированию данного грузопотока, проводимой государством, портом или конкретным судовладельцем

Определение тарифной ставки может осуществляться различными способами. В частности, в линейном судоходстве действует система классовых тарифов, которые используются при перевозке целого класса грузов. Для того, чтобы определить, к какому классу относится конкретный груз, составляются специальные классификационные справочники или руководства. Тарифная ставка определяется исходя из номера класса груза и расстояния перевозки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: