Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Учебно-методический комплекс призван помочь студентам педагогического университета в организации самостоятельной работы по освоению курса социальной педагогики.

Пособие содержит учебную программу дисциплины, составленную в соответствии с учебным планом по специальности и государственным образовательным стандартом ВПО.

Учебно-методические материалы по подготовке лекционных и практических занятий в пособии представлены отдельно по каждой теме, где указаны:

1. учебно-методические материалы лекционного курса, включающие план лекции;

2. учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, содержащие планы проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем.

Студенты усваивают знания, которые содержат ответы на вопросы: как, используя теоретичес­кие положения, ведущие идеи социальной педагогики, выявленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить социально-педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретно­го социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и воз­можности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по социальной педагоги­ке. Основные задачи таких занятий:

• закрепление у студентов системы знаний по социальной пе­дагогике, специальная работа над социально-педагогическими понятиями;

• формирование системного подхода к изучению социально-педагогических явлений;

• развитие научного подхода к изучению, овладению и само­стоятельной разработке методики и технологии социально-пе­дагогической деятельности;

• овладение конкретными способами, необходимыми соци­альному педагогу для самостоятельного конструирования и организации социально-педагогической деятельности;

• овладение навыками самостоятельной работы при освое­нии курса социальной педагогики;

• формирование эмоционально-положительного отношения студентов к изучаемому курсу и дальнейшей профессиональной деятельности.

Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по социальной педагоги­ке, преподаватель заранее может распределить, какой матери­ал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой сту­денты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению прак­тических задач или упражнений.

В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к списку рекомендованной основной и дополнительной литературы.

Рекомендации изучения отдельных тем курса:

При изучении темы № 3 «социализация личности. Сущность социального воспитания» особое внимание следует обратить на условия, которые необходимы для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов.

При изучении темы № 5 «Социально-педагогическая виктимология» особое внимание следует обратить на вопрос «Факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации».

При изучении темы № 7 «Социально-педагогические технологии» особое внимание следует обратить на методику социально-педагогической деятельности и ее соотношение с технологией.

В разделе приложения представлены: паспорт социальной инфраструктуры микрорайона, анкета для обнаружения уровня распространенности насилия среди школьников, карта ученика, паспорт неформальной подростковой группы. Их можно использовать для выполнения заданий на практических занятиях, в самостоятельной работе студентов, при проведении мини-исследований в процессе изучения социальной педагогики и на педагогической практике.

При проведении занятий по дисциплине «Социальная педагогика» рекомендуется использовать аудиовизуальные средства – звуковые фильмы, телевидение, активное использование информационно-коммуникационных технологий (программированные учебники, презентации, компьютерные слайд-шоу и т.п.).

В пособии представлены тесты (5вариантов), которые позволят проверить уровень усвоения изученного материала по всему курсу дисциплины.

Рекомендации по работе с литературой:

При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники:

1. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 6-е изд. – М.: Академия, 2007.

2. Мудрик, А. В.Социальная педагогика: учеб. для студ. высш. учеб заведений/ А.В. Мудрик - М.: Акдемия, 2005. -194 с.

3. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова- М.: 2005.

4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. вузов / М. В. Шакурова. – Изд. 4. – М.: Академия, 2007. – 265 с.

5. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учебн.пособие для. студ. высш. учеб. заведений / П.А. Шептенко - М.: Академиа., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: