1. Количество человек (постоянный и эпизодический состав)___________
2. С какого времени существует________________
3. Возраст, место работы, учебы ее членов_________________
4. Принцип включения в группу (по месту жительства, общие цели, землячество и т.д.)_________________________________
5. Основные места сбора___________________________________
6. Средняя периодичность сборов____________________________
7. Наиболее предпочитаемые совместные занятия (проранжировать): выпивки, игра в карты, подвижные игры, хождение по улицам, посещение кино, пение под гитару, употребление наркотиков и т.д.) ________________________
8. Наиболее излюбленные темы бесед и обсуждений (проранжировать): обсуждение различных затруднений в учебе, работе, конфликтов с родителями, учителями, обсуждение прочитанного, обсуждение кино- и телефильмов, обсуждение совместных действий, обсуждение жизненных планов, отношений с девушками, рассказы о взаимосвязях взрослых мужнин и женщин, рассказы о местах заключения, о воровских обычаях, обсуждение способов добычи средств для развлечений, выпивки, наркотиков и пр. _________________
|
|
9. Жаргонные словечки, используемые в группе________________________
10. Клички членов группы ______________________________________
11. Лидер группы и его характеристика____________________________
12. На чем держится авторитет лидера (нужное подчеркнуть): на страхе перед физической силой; на уважении к интеллекту; на умении найти общий язык с ребятами; на опытности, бывалости и т.д.?
13. Как часто и по поводу чего бывают конфликты?_____________________
14. Как обычно разрешаются конфликты? (Мирно, дракой, благодаря вмешательству лидера, компромиссом части ребят.)
15. Как часто возникают конфликты, драки с другими группировками и поводу чего?________________________
16. Поддерживается ли связь со взрослыми преступниками, с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы? (Да, нет, эпизодично.)
17. Какое влияние они оказывают на ребят? (Нужное подчеркнуть: предостерегают о возможности преступления; подстрекают к преступлению; заражают ложной романтикой; передают воровской жаргон, песни, обычаи.)
18. Какие качества характера и поступки больше всего осуждаются и какие меры воздействия со стороны группы оказываются на провинившегося? ______
19. Возможен ли добровольный выход из группы? Переход в другую? Бывали ли такие случаи, по какой причине и какова реакция на это?____________
7.5 Опросник «Мир подростка» (для старшеклассников)
разработка автора
Цель: выявить отношение подростков к ценностям взрослых, их собственные ценности и вовлеченность в молодежную субкультуру.
Процедура опроса. Учитель диктует вопросы (в основном в виде незаконченных предложений) и просит учеников ставить №№ вопросов и давать ответы, то есть продолжить предложение. На вопрос №3 и №5 отвечать так: да - (++); скорее да - (+); скорее нет - (-); нет - (--). В начале листа ученики должны написать дату, номер школы, класс, пол (м., ж.)
|
|
1. Я не согласен (сна) с моими родителями в том, что...
2. Я не согласен (сна) с моими учителями в том, что...
3. На меня довольно сильно влияет молодежная среда, культура...
3.1 в моде, одежде
3.2 в прическе, макияже
3.3 в поведении (манеры, жесты)
3.4 в речи (выражения, интонации)
3.5 в образе жизни, привычках
3.6 в ценностях, взглядах на жизнь
4. Больше всего в жизни я хотел бы...(назови три самые важные цели, дела, занятия, желания)
5. Считаешь ли ты себя представителем, участником какого-либо молодежного течения, группы:
-роллеры
-фанаты футбольной команды
-рэпперы
-толкинисты
...допиши свое течение.
Обработка результатов. Данные листов свести в таблицу: в линейках таблицы - номера листов, в столбцах - номера вопросов. Потом следует посчитать ответы в натуральных числах и в процентах. Далее результаты надо интерпретировать, сделать сообщение на семинаре, а в период практики использовать во внеурочной воспитательной работе с учениками.
* * *
Таким образом, студенты имеют материалы для освоения теоретических проблем социальной педагогики и дополнительные материалы и рекомендации по развитию профессиональных умений в осуществлении социально-педагогической деятельности.