8.1. Основная литература:
| № п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные С указанием шифра библиотеки (указание шифра по усмотрению кафедры) | Краткая аннотация |
| Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. | Книга одного из главных отечественных специалистов в области эстетики, ученого с мировым именем проф. В.В. Бычкова вляется учебником нового поколения, основываю-щимся на последних достиже-ниях современного гуманитар-ного знания и ориентированным на менталитет молодежи XXI в. Представляет собой полный курс эстетики. В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли и современное понима-ние основ, главных идей, про-блем и категорий классической эстетики, фундаментально под-крепленное ярким историко-эс-тетическим материалом от античности до ХХ в. Второй раздел содержит уникальный материал новейшей неклассической эстетики, воз-никшей на основе авангардно-модернистско-постмодернист-ского художественно-эстетичес-кого опыта ХХ в. и актуального философско-эстетического дис-курса. В приложении представ-лены темы основных семинар-ских занятий по курсу и широ-кий спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и диплом-ных работ с соответствующей библиографией. Учебник снабжен именным и предметным указателями. | ||
| Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. | Структура и подбор тем позво-ляют преподавателю моделиро-вать общие и специальные кур-сы по этике (истории этики и моральных учений, моральной философии, нормативной и при-кладной этике) сообразно объе-му учебного времени, профилю учебного заведения и степени подготовленности студентов. Благодаря характеру предлага-емого материала, доступности изложения и прозрачности языка учебник может быть интересен в качестве книги для широкого круга читателя. Учебник являет-ся базовым для высших учебных заведений. | ||
| Этика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2007. | Предлагаемый учебник под-готовлен кафедрой этики фило-софского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В нем полу-чили отражение научные дос-тижения и педагогический опыт, накопленные за последние годы. Своеобразие нового учебника состоит в том, что он имеет, на наш взгляд, недоктринальный характер. Его основная задача - систематизировать этические знания в их объективном обще-значимом содержании. Преи-мущественный акцент сделан не на сопоставлении и внутренних спорах различных философских направлений, а на самих мораль-ных понятиях, проблемах, идеях, коллизиях. При этом авторы, разумеется, опирались на исто-рию европейской этики, нравст-венной культуры, современные дискуссии по вопросам морали |
8.2. Дополнительная литература:
| № п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные с указанием шифра библиотеки (указание шифра по усмотрению кафедры) | Краткая аннотация |
| Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики / К.Э.Гилберт, Г.Кун. – СПб.: Алетейя; 2000. | Книга К. Гилберт и Г. Куна "История эстетики" является од-ной из наиболее интересных в зарубежной литературе моногра-фий по предмету эстетики. Здесь собран и систематизирован об-ширный теоретический и факти-ческий материал из истории эсте-тики, которую авторы толкуют зачастую расширительно. Хроно-логически их книга охватывает развитие эстетических представ-лений, начиная от зарождения древнегреческой мысли до осно-вных направлений в зарубежной эстетики ХХ века. | ||
| Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов / Е.В.Золотухина-Аболина. – ИКЦ "МарТ", 2000 | Это учебник этики, написанный в соответствии с государствен-ным образовательным стандар-том. Однако он во многом отличается от традиционных учебников по данной дисцип-лине. Автор стремится увести читателя от скучного мора-лизаторства, показывает связь морали и человеческой психологии, стремится высве-тить темы, которые долго замал-чивались в нашей этической литературе: размышляет о стыде и вине, доверии и обмане, любви и достоинстве. И хотя в книге речь идет и о функциях морали, и об истории этики, в центре ее стоят живые проблемы, которые волнуют каждого человека. Учебник написан ярким, образ-ным языком, автор обращается непосредственно к читателю, свободно рассуждает об избран-ном предмете. Книга читается легко, будит мысль, вызывает неподдельный интерес. Она может быть хорошим путеводи-телем для студентов по эти-ческой и экзистенциальной проблематике. | ||
| Кривцун О.А. Эстетика: Учебник / О.А.Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 1998 | Учебник построен с учетом но-вейшей методологии эстетичес-кого знания, включающей опыт культурологии, социальной пси-хологии, философии, искусство-знания. Круг анализируемых проблем и понятий дает пред-ставление как о фундаменталь-ных основах, так и о современных поисках эстетической науки. | ||
| Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. | В словаре основное внимание уделено проблемам формиро-вания культурологии в XX веке, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой це-лостной области знания. Зна-чительную смысловую нагрузку несут статьи, разъясняющие основные понятия этой науки, ее категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция сло-варя позволяет не только выявить логику науки о куль-туре, познавательные подходы к изучению культуры, исследова-тельские направления и школы в культурологии, но и обнаружить дискуссионность ее проблем | ||
| Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии: учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. – М.: РАО МСПИ; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2004. | В пособии представлен материал по курсу «Этические вопросы (проблемы) психологии», «Проб-лемы развития личности психолога», «Этические принци-пы работы психолога-практика», «Деонтологические основы деятельности психолога» и т. п. Вместе с традиционным матери-алом по данной проблеме в пособии приводятся несколько парадоксальные рассуждения о профессиональной этике, в основе которых лежит идея о профессиональной совести спе-циалиста, об активной позиции психолога, не просто выпол-няющего существующие мораль-ные нормы, но и пытающегося осмыслить их, готовя себя к творческим решениям в нестан-дартных ситуациях нравствен-ного выбора. Также в пособии представлены несколько авторс-ких методик для практической работы с подростками, в которых затрагиваются ценностно-нравст-венные аспекты личностного самоопределения. Пособие рассчитано на студен-тов-психологов, психологов-практиков, и педагогов и воспи-тателей, а также всех, кто инте-ресуется проблемами профессио-нальной совести специалистов-гуманитариев. | ||
| Разин А.В. Этика / А.В.Разин - М.: Классический университетский учебник. 2010 | Учебник подготовлен профес-сором кафедры этики философ-ского факультета Московского Государственного Университета А.В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика препода-вания курса этики в МГУ и в ряде других учебных заведений. Материал логически разделен на две части: историю этики и ее теорию. Историческая часть строится в логике рассмотрения того, как человек осознает сам себя в качестве личности через те нравственные проблемы, с кото-рыми он сталкивается. Во второй части предлагаются ответы на те проблемные вопросы, которые формулируются в процессе исто-рического развития этической мысли. | ||
| Скрипник А.П. Этика. учебник / А.П.Скрипник. – М.: Проект, 2004. | Извечные проблемы морального выбора, справедливости, свобо-ды, смысла жизни, счастья и любви рассматриваются в си-стемном единстве, на истори-ческом и современном жизнен-ном материале. Основу курса составляет понимание нравствен-ности как диалога между человеком и миром. | ||
| Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А.Шкуратов. – М.: Смысл, 1997. | Книга написана как учебное пособие для вузов. Автор не пы-тался дать исчерпывающую картину исторической психоло-гии. В современном человекозна-нии науки с таким названием нет, а есть исследования на сты-ке истории и психологии. Научная литература, разрабаты-вающая психолого-исторические сюжеты, обширна и пестра, ори-ентирование в ней представляет для гуманитария немалые труд-ности, тем более, что далеко не все в этой области написано на русском языке или переведено на него. Поэтому главной целью автора было дать введение в современную историческую психологию. |






