1. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю.М.Лотман. – СПб.: 1996.
2. Волков И.Ф. Теория литературы. Универсальные художественные системы / И.Ф. Волков. – М.: Наука, 1995.
3. Волкова Е. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. Волкова. – М.: Искусство, 1988.
4. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.Даниэль. – С.Пб.: Амфора, 2006
5. Жильсон Э. Живопись и реальность / Жильсон Э. – М.: РОССПЭН, 2004.
6. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник / О.А.Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 1998
7. Паркинсон Д. Кино / Д.Паркинсон. – М.: Росмэн. 1996
8. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В.Раушенбах. – СПб.: Азбука-классика, 2001.
9. Феллини Ф. Делать фильм / Ф.Феллини. – М.: Искусство. 1984.
10. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2001.
Тема 12. Видовая структура искусства.
Основные понятия: виды искусства, синкретизм, фольклор, пространственные, временные, пространственно-временные искусства, изобразительные и выразительные искусства, монофункциональные и бифункциональные искусства, синтез искусств, простые и сложные искусства.
Вопросы для обсуждения
1. Синкретизм первобытного искусства. Народное и профессиональное искусство.
2. Система видов искусства. Проблема классификации видов искусства в истории эстетики.
3. Пространственно-временная структура видов. Образная структура видов. Функциональная структура видов.
4. Синтез искусств и синтетические искусства.
Базовый учебник
Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. С. 275-316.
Список источников и литературы
1. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю.М.Лотман. – СПб.: 1996.
2. Волков И.Ф. Теория литературы. Универсальные художественные системы / И.Ф. Волков. – М.: Наука, 1995.
3. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.Даниэль. – С.Пб.: Амфора, 2006
4. Жильсон Э. Живопись и реальность / Жильсон Э. – М.: РОССПЭН, 2004.
5. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник / О.А.Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 1998
6. Паркинсон Д. Кино / Д.Паркинсон. – М.: Росмэн. 1996
7. Феллини Ф. Делать фильм / Ф.Феллини. – М.: Искусство. 1984.
8. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2001.
9. Тема 13. Эстетика постмодернизма.
Основные понятия: модерн и постмодерн, массовость и элитарность, мультикультурность, размывание границ, полисемантичность, игра, декон-струкция, мозаичность, «смерть» автора, постмодернистская ирония, шизоанализ, ризома, симулякр, лабиринт.
Вопросы для обсуждения
5. Модерн и постмодерн. Общество в состоянии постмодерна.
6. Основные проблемы и категории постмодернистской эстетики.
3. Автор, зритель и произведение искусства в состоянии постмодерна.
Семинар может включать в себя эстетический анализ какого-либо постмодернистского художественного текста (например, фильма З.Рыбчински «Оркестр», П.Гринуэя «Книги Просперо» и т.п.).